Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Обеспечение безопасности жизнедеятельности и психология отрицательных взаимоотношений в условиях социума по интерпретации в татарской народной педагогике (на примере пословиц и поговорок)

https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13007

Аннотация

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что народная мудрость любой нации содержит много разных поучений на все случаи жизни. В научных исследованиях обычно рассматриваются лишь положительные примеры, имеющее воспитательное значение, несмотря на то, что в народной мудрости содержатся и мысли, предупреждающие об опасности. Проблема заключается в том, что необходимо раскрыть раздумья татарского народа об обеспечении безопасности жизнедеятельности в бытовых условиях, в частности во взаимоотношениях с соседом. Татарский народ разносторонен и разнополярен в раскрытии и описании отношений и взаимодействий с соседом. В татарских народных пословицах и поговорках содержатся больше мыслей о положительном отношении к соседу, нежели осторожное обращение с ним. Целью настоящего исследования является раскрытие народной мудрости с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности на бытовом уровне. В исследовании использовались такие эмпирические методы, как наблюдение на практике, сравнение пословиц и поговорок с опытом народа в реальной жизни; такие теоретические методы, как абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Результатом исследования является то, что авторы раскрыли, что в татарской народной педагогике, в частности в пословицах и поговорках содержится много примеров на то, как следует правильно организовать взаимоотношение с соседями, держать дистанцию, быть уступчивым, чтобы жить в согласии и мире, знать рекомендации и придерживаться наставлений народной педагогики, чтобы не нарываться на неприятности. Все это в конечном результате сохранит жизнь и здоровье людей, о чем должен знать каждый, ибо у всех есть любимые соседи. Ключевые выводы: предложены примеры из татарской народной педагогики для изучения студентами педагогических учебных заведений на занятиях истории педагогики, психологии, теории и методики воспитательной работы, безопасности жизнедеятельности по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».

Об авторах

Рустам Шайдуллович Маликов
ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Россия


Игорь Николаевич Федекин
ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Россия


Фируза Вакиловна Хазратова
ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Россия


Лилия Равилевна Садыкова
ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Россия


Фарида Самигулловна Газизова
ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
Россия


Список литературы

1. Исанбет Н. Татарские народные пословицы: в 3-х т. Т. 3. Казань: Татар. кн. изд-во, 1967. 1016 с.

2. Маликов Р.Ш., Галиев Р.Р. Влияние религиозных и народных традиций на формирование здорового образа жизни // Педагогика. 2015. №7. С. 84-88.

3. Маликов Р.Ш., Галиев Р.Р., Газизов Ф.Г. Содержание народной педагогики о генетической предрасположенности в формировании здорового образа жизни у подрастающего поколения // Педагогика и просвещение. 2016. №4.C. 363-366.

4. Маликов Р.Ш., Галиев Р.Р., Шарафетдинова Э.Р. К проблеме актуализации устного народного творчества в эстетическом воспитании и привитии здорового образа жизни // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. №3. С. 101-107.

5. Маликов Р.Ш., Закирова Н.Р., Мустаев Р.Ш. Безопасность жизнедеятельности личности в аспекте формирования отличительных особенностей интеллекта (на примере татарской народной педагогики) [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6. URL: http://www.science-education.ru/130-23745.

6. Маликов Р.Ш., Закирова Н.Р. Мустаев Р.Ш. Формирование некоторых отличительных особенностей интеллекта в татарской народной педагогике, обеспечивающих личности безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6. URL: http://www.science-education.ru/130-23727.


Рецензия

Для цитирования:


Маликов Р.Ш., Федекин И.Н., Хазратова Ф.В., Садыкова Л.Р., Газизова Ф.С. Обеспечение безопасности жизнедеятельности и психология отрицательных взаимоотношений в условиях социума по интерпретации в татарской народной педагогике (на примере пословиц и поговорок). Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019;(3):83-93. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13007

For citation:


Malikov R.Sh., Fedekin I.N., Khazratova F.V., Sadykova L.R., Gazizova F.S. Ensuring safety of living and psychology of negative relations in society as interpreted by the tatar folk pedagogy (on the example of proverbs and sayings). Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2019;(3):83-93. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13007

Просмотров: 59


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)