Изучение литературных произведений в аспекте художественного времени и пространства (на примере уроков родной литературы)
https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13008
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена недостатком внимания к вопросам изучения литературных произведений сквозь призму понятий художественного времени и пространства на уроках родной литературы в школе. Использование категорий художественного времени и пространства при анализе произведения позволяет расширить теоретико-литературные знания учащихся, совершенствовать восприятие художественного текста, формировать адекватное эмоционально-ценностное отношение к нему. Их рассмотрение проводится во взаимосвязи с сюжетными, композиционными и жанровыми особенностями литературного произведения. В статье обозначена проблема необходимости раскрытия основных путей изучения литературного произведения на основе анализа хронотопа. Цель исследования - рассмотреть особенности изучения литературного произведения в аспекте художественного времени и пространства на уроках родной (татарской) литературы в средней школе. Методами исследования явились теоретический анализ, синтез, обобщение информации. Результаты. Изучение литературного произведения в аспекте художественного времени и пространства основывается на поэтапном освоении категорий хронотопа; анализе конкретных хронотопических образов; использовании при анализе художественного текста бинарных оппозиций; осмыслении учащимися существования разных типов пространственно-временных отношений.
Ключевые слова
хронотоп,
художественное время и пространство,
хронотопический образ,
открытое пространство,
закрытое пространство,
бинарная оппозиция,
хронотоп дороги,
перцептуальный хронотоп,
пути изучения литературного произведени,
предметный результат,
chronotope,
artistic time and space,
chronotopic image,
open space,
closed space,
binary opposition,
road chronotope,
perceptual chronotope,
ways of studying a literary work,
objective result
Список литературы
1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407.
2. Есин А.Б. Пространство и время // Литературоведение. Культурология: избранные труды. М.: Флинта, 2002. С. 82-97.
3. Заһидуллина Д.Ф., Ибраһимов М.И., Әминева В.Р. Әдәби әсәргә анализ ясау: Урта гомуми белем бирү мәктәбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары һәм югары уку йортлары студентлары өчен кулланма. Казан: Мәгариф, 2005. 111 б.
4. Меркулова И.И. Хронотоп дороги в русской прозе 1830-1840-х годов: дис.. канд. филол. наук. Саранск, 2007. 221 с.
5. Мухарлямова Г.Н. Хронотоп в татарской прозе 20-30-х годов ХХ века. Казань: ИЯЛИ, 2018. 152 с.
6. Татар әдәбияты: Теория. Тарих / Д.Ф. Заһидуллина [и др.]. Тулыл. 2 нче басма. Казан: Мәгариф, 2006. 319 б.
Для цитирования:
Мухарлямова Г.Н.,
Абдуллина Д.М.
Изучение литературных произведений в аспекте художественного времени и пространства (на примере уроков родной литературы). Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019;(3):93-102. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13008
For citation:
Mukharlyamova G.N.,
Abdullina D.M.
Study of literary works in the aspect of artistic time and space continuum (on the example of literature lessons). Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2019;(3):93-102.
(In Russ.)
https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13008
Просмотров:
68