Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Изучение литературных произведений в аспекте художественного времени и пространства (на примере уроков родной литературы)

https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13008

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена недостатком внимания к вопросам изучения литературных произведений сквозь призму понятий художественного времени и пространства на уроках родной литературы в школе. Использование категорий художественного времени и пространства при анализе произведения позволяет расширить теоретико-литературные знания учащихся, совершенствовать восприятие художественного текста, формировать адекватное эмоционально-ценностное отношение к нему. Их рассмотрение проводится во взаимосвязи с сюжетными, композиционными и жанровыми особенностями литературного произведения. В статье обозначена проблема необходимости раскрытия основных путей изучения литературного произведения на основе анализа хронотопа. Цель исследования - рассмотреть особенности изучения литературного произведения в аспекте художественного времени и пространства на уроках родной (татарской) литературы в средней школе. Методами исследования явились теоретический анализ, синтез, обобщение информации. Результаты. Изучение литературного произведения в аспекте художественного времени и пространства основывается на поэтапном освоении категорий хронотопа; анализе конкретных хронотопических образов; использовании при анализе художественного текста бинарных оппозиций; осмыслении учащимися существования разных типов пространственно-временных отношений.

Об авторах

Гульназ Нурфатовна Мухарлямова
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Россия


Дилария Маратовна Абдуллина
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Россия


Список литературы

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407.

2. Есин А.Б. Пространство и время // Литературоведение. Культурология: избранные труды. М.: Флинта, 2002. С. 82-97.

3. Заһидуллина Д.Ф., Ибраһимов М.И., Әминева В.Р. Әдәби әсәргә анализ ясау: Урта гомуми белем бирү мәктәбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары һәм югары уку йортлары студентлары өчен кулланма. Казан: Мәгариф, 2005. 111 б.

4. Меркулова И.И. Хронотоп дороги в русской прозе 1830-1840-х годов: дис.. канд. филол. наук. Саранск, 2007. 221 с.

5. Мухарлямова Г.Н. Хронотоп в татарской прозе 20-30-х годов ХХ века. Казань: ИЯЛИ, 2018. 152 с.

6. Татар әдәбияты: Теория. Тарих / Д.Ф. Заһидуллина [и др.]. Тулыл. 2 нче басма. Казан: Мәгариф, 2006. 319 б.


Рецензия

Для цитирования:


Мухарлямова Г.Н., Абдуллина Д.М. Изучение литературных произведений в аспекте художественного времени и пространства (на примере уроков родной литературы). Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019;(3):93-102. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13008

For citation:


Mukharlyamova G.N., Abdullina D.M. Study of literary works in the aspect of artistic time and space continuum (on the example of literature lessons). Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2019;(3):93-102. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13008

Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)