Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Образовательный комикс как средство повышения положительной мотивации на уроке химии

https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13009

Аннотация

Статья посвящена организации учебного процесса, отвечающего требованиям современного стандарта образования. Необходимость поиска методических путей и создания благоприятных условий на уроке продиктована необходимостью повышения качества школьного образования. Авторы указывают на проблему, связанную с трудностями усвоения учащимися химических понятий, которые носят достаточно абстрактный характер. Большинство понятий курса химии представлено знаковыми символами, усвоение которых требует их запоминания, порой механического заучивания и фрагментарного восприятия. Умение оперировать понятиями не у каждого ученика развивается, его отсутствие мешает дальнейшему усвоению последующих тем школьного курса химии. Еще более трудному усвоению подвергаются такие понятия, как связь, реакция, превращения, которые носят процессуальный смысл. В связи с этим определена цель исследования, заключающаяся в поиске и создании необходимых условий, направленных на установление положительной мотивации к предмету, формирование знаний и развитие интеллектуальных умений. По их мнению, понятия, связанные с химическими процессами, можно представить в форме образовательного комикса. Для выявления образовательного запроса у школьников среднего звена авторами проведено анкетирование, результаты которого определили их предпочитаемый жанр. Сопоставление литературного жанра с учебным материалом дало возможность использования комикса на уроке в процессе усвоения химических понятий. Выделены преимущества такого приема, выражающиеся в ассоциативном восприятии учебного материала. В статье приводятся описание технологии обучения, этапы проектирования, требования и примеры аналогий. В реализации данной технологии обучения формой организации учебного процесса выступает проектная деятельность, а сам процесс создания комикса становится художественно-образовательным творческим проектированием. В приведенном поурочном планировании представлено описание занятия на этапе систематизации химических понятий. Основной результат педагогического действия заключается в установлении у учащихся положительной мотивации к учебному процессу. К такому заключению авторы пришли в результате проведения рефлексии на учебном занятии, а также педагогического наблюдения в ходе апробации приема на семинарах и курсах. Таким образом, данную технологию можно использовать как прием, устанавливающий мотивацию у школьников, направленной на обобщение и создание целостной картины изучаемого материала.

Об авторах

Иван Иванович Павлов
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


Мария Прокопьевна Данилова
Научно-образовательный центр «Октемский лицей»
Россия


Серафима Ивановна Карпова
Научно-образовательный центр «Октемский лицей»
Россия


Список литературы

1. http://chemister.ru/Database/properties.php?id=1219

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Комикс.

4. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. 11-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. 318 с.

5. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Дрофа, 2010. 78 c.

6. Гришина Г.М. Экзаменационные вопросы и ответы. Химия. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. 383 с.

7. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся: 6-11 классы. М.: ВАКО, 2008. 112 с.

8. Крышилович Е.В., Мостовых В.А. Химия: наглядный справочник для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ. М.: Эксмо, 2018. 320 с.

9. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Сборник задач и упражнений по химии. М.: Экзамен, 2002. 632 с.

10. Сборник контрольных работ и тесов по химии для 8-11 классов / Курдюмова Т.Н. [и др.]. М.: Просвещение, 2000. 157 с.

11. Метельский А.В. Химия в экзаменационных вопросах и ответах: справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов. Минск: БелЭн, 1997. 544 с.

12. Павлов И.И. Технология разработки и применения образовательных комиксов на уроке: свидетельство о государственной регистрации базы данных, №2018620587 от 18 апреля 2018 г.

13. Павлов И.И., Гуляева М.И. Формирование физиологических понятий с помощью комиксов в курсе «Человек и его здоровье» // Биология в школе. 2017. №8. С. 31-37.

14. Мотивационные технологии обучения в системе школьного образования: учебно-методическое пособие / Павлов И.И. [и др.]. Якутск: Дани-Алмас, 2017. 112 с.

15. Павлов И.И., Соломонова А.А. Изучение темы «Клетка» путем создания и применения комикса на уроке биологии / Мир науки, культуры, образования. 2017. Т. 66, №5. С. 157-159.

16. Степаненко Б.Н. Курс органической химии: учебник для медицинских институтов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. школа, 1974. 440 с.


Рецензия

Для цитирования:


Павлов И.И., Данилова М.П., Карпова С.И. Образовательный комикс как средство повышения положительной мотивации на уроке химии. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019;(3):103-112. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13009

For citation:


Pavlov I.I., Danilova M.P., Karpova S.I. Educational comic as a means to increase positive motivation in chemistry lesson. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2019;(3):103-112. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13009

Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)