Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Генезис проблемы формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена

https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-14010

Аннотация

На сегодняшний день справедливо говорить о процессах глобализации, охвативших все сферы социальной жизни, что диктует необходимость изменений образовательных парадигм, дающих основу для формирования конкурентоспособной личности, готовой к межкультурному диалогу. Так, именно в среднем звене - в основной общей школе - сенситивного периода для формирования образовательной траектории, необходимо формировать коммуникативно-компенсаторную компетенцию, направленную на владение учащимися основной школы умением поиска и интеграции стратегических ходов в процессе коммуникативного взаимодействия на иностранном языке, адекватных возникшей ситуации общения, способствующих позитивной результативности межкультурного контакта. Несмотря на достаточное количество трудов, посвященных формированию коммуникативной компетенции, пути решения в вопросе формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена выявлены не были, что и является проблемой нашего исследования. Базисом реализации вышеназванной задачи является рассмотрение вопроса в ракурсе ее исторического становления, что позволит нам глубже проникнуть в процесс становления данной проблемы в ретроспективном плане и лучше понять ее состояние в современной науке, тем самым акцентируя актуальность нашего диссертационного исследования. В силу актуальности рассматриваемой проблемы целью нашего исследования стала разработка генезиса формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена как предпосылки формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена и базы современного состояния исследуемого вопроса. В целях более глубокого анализа состояния проблемы формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена мы обратились к методу периодизации, так как он позволяет определить и обосновать ее возникновение, а также выявить способы ее решения и дальнейшего развития исследуемого вопроса. Результатом проведенного нами исследования стало выявление генезиса исследуемой проблемы, включающего четыре этапа ее развития, отражающие повышение теоретического и практического интереса к проблеме формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена.

Об авторе

Екатерина Игоревна Лаптева
МАОУ «Гимназия №96»
Россия


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №373.

2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализаци. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

3. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. СПб.: СПб ГУПМ, 1993. 70 с.

4. Быстрай Е.Б. Формирование опыта межкультурной компетентности будущего учителя в педагогическом взаимодействии: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2006. 506 с.

5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. Режим доступа: http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012. №2148-р.

7. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 // Российская газета. 2012. 9 мая (№5775).

8. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 г. №61.

9. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008. №1662-р.

10. Афонин И.А. Система современного российского школьного образования (деятельностно-компетентностный подход. М.: Информ-Право, 2014. 295 c.

11. Ермакова О.Б. Модернизация школьного образования (компетентностно-контекстный подход). М.: Экономическая газета, 2012. 130 с.

12. Камалеева А.Р. Пути реализации компетентностного подхода в образовании (на примере обучения предметам естественно-научного цикл. Казань: ТГГПУ, 2012. 111 с.

13. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. 129 с.

14. Зникина Л.С., Неупокоева Г.В. Формирование профессионально-ком-муникативной компетенции менеджеров. Екатеринбург, 2004. 146 c.

15. Кудряшова О.В. Английский язык. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи: учебное пособие для студентов. Челябинск, 2004. 80 с.

16. Нестерова С.А. Формирование межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции студента в образовательном процессе. Челябинск, 2011. 154 с.

17. Иванов А.В. Формирование у студентов вуза компенсаторной компетенции при обучении иноязычному говорению: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Н. Новгород, 2012. 19 с.

18. Горанская М.Н. Формирование компенсаторной компетенции в иноязычной письменной деловой речи студентов неязыковых вузов: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.02. Петрозаводск, 2011. 215 с.

19. Папикян А.В. Формирование компенсаторной компетенции как средства упреждения и преодоления социокультурной интерференции: немецкий язык, начальный этап языкового вуза: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Пятигорск, 2011. 198 с.


Рецензия

Для цитирования:


Лаптева Е.И. Генезис проблемы формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019;(4):94-105. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-14010

For citation:


Lapteva E.I. Genesis of the problem of formation of communicative and compensatory competence of middle level students. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2019;(4):94-105. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-14010

Просмотров: 59


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)