Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Специфика изучения диалектизмов на уроках родного (татарского) языка и литературы в условиях полилингвального образования (на примере диалектных соматизмов)

https://doi.org/10.24411/2078-1024-2020-13008

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью решения проблемы изучения диалектизмов в условиях полилингвального образования. Учет диалектальных особенностей того или иного языка, особенно в связи с другими языками играет немаловажную роль в развитии интереса у обучающихся к родному языку, более глубокому пониманию специфики других языков. Изучение диалектных вариантов соматизмов, как наименований отдельных частей тела вкупе с рассмотрением их использования в других изучаемых языках помогает обучающимся не только увидеть языковое многообразие, взаимосвязь языков, но и решить проблему развития культуры устной и письменной речи с учетом норм литературного языка. В статье обозначена проблема необходимости раскрытия особенностей работы на уроках родного языка и литературы с диалектной лексикой с учетом полилингвальности образования. Цель исследования - рассмотреть специфику изучения диалектных соматизмов на уроках родного (татарского) языка и литературы в полилингвальной среде. Методами исследования явились теоретический анализ, синтез, обобщение информации. Результаты: Изучение диалектных соматизмов на уроках родного (татарского) языка и литературы в условиях полилингвального образования основывается на использовании системы заданий, подразумевающих работу со словом, включая работу с различными источниками информации (словарями, справочниками), с произведениями устного народного творчества, текстами художественной литературы, интернет-ресурсами, а также с материалом живого разговорного языка.

Об авторах

Алина Ямилевна Хусаинова
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Россия


Дилария Маратовна Абдуллина
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Россия


Гульназ Нурфатовна Мухарлямова
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Россия


Список литературы

1. Башҡорт теленең диалекттары һүҙлеге (Рәсәй Фәндәр академияһы. фәнни үҙәгенең Тарих, тел һәм әҙәбиәт институты). Өфө: Китап, 2002. 432 б.

2. Баяндина З.К., Нурмугамбетова Ж.С. Полилингвальное обучение в качестве одного из факторов полной социализации в современном обществе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8, ч. 4. С. 142.

3. Исәнбәт Н. Татар халык мәкальләре: мәкальләр җыелмасы: 3 томда. Т. 2 / Нәкый Исәнбәт. Казан: Татар. кит. нәшр., 2010. 623 б.

4. Левченко Е.Г. Инновационные технологии полилингвальной модели образования // Образование: традиции и инновации. 2019. № 2 (26).

5. Мәхмүтов Х.Ш. Татар халык иҗаты: Мәкальләр һәм әйтемнәр / Х.Ш. Мәхмүтов. Казан: Татар. кит. нәшр., 1987. 592 б.

6. Татар теленең зур диалектологик сүзлеге / төз.: Ф.С. Баязитова [и др.]. Казан: Татар. кит. нәшр., 2009. 839 б.

7. Федорова М.А., Никонюк М.С. Фразеологические соматизмы как средство вторичной номинации лексико-семантической системы немецкого языка // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2012. № 3 (39). С. 81-84.


Рецензия

Для цитирования:


Хусаинова А.Я., Абдуллина Д.М., Мухарлямова Г.Н. Специфика изучения диалектизмов на уроках родного (татарского) языка и литературы в условиях полилингвального образования (на примере диалектных соматизмов). Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020;(3):74-80. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2020-13008

For citation:


Khusainova A.Ya., Abdullina D.M., Mukharlyamova G.N. Specific study of dialectisms in the native (tatar) language and literature classes in a polylingual education (on the example of dialect somatisms). Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2020;(3):74-80. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2078-1024-2020-13008

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)