Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Анализ опыта перехода на дистанционное обучение в системе вузовской подготовки в период пандемии (на примере ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» и ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»)

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-59-68

Аннотация

Ситуация, связанная с пандемией коронавирусной инфекции, сильно изменила за последние два года жизнь каждого человека и общества в целом. Самоизоляция и дистанционный режим работы как способы сдерживания распространения инфекции послужили толчком к поиску новых путей реализации различных видов деятельности, которые ранее осуществлялись преимущественно в очном формате. На помощь пришли цифровые технологии и инструменты, которые к моменту пандемии были востребованы только в определенных областях и не имели столь широкого распространения. В сложившихся непростых условиях цифровые трансформации, начавшиеся еще до пандемии во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании, сильно ускорились. Осмысление происходящих в образовании изменений, оценка их влияния на взаимодействие субъектов педагогического процесса и результативность обучения требуют анализа отечественного и зарубежного опыта, имеющихся данных в области применения цифровых образовательных технологий, реализации обучения в дистанционном формате. Проблема исследования: применение дистанционного обучения в системе вузовской подготовки специалистов. Цель исследования: анализ и систематизация опыта перехода вузов на дистанционный формат обучения, изучение предварительных результатов масштабного применения в вузах цифровых технологий и онлайн-обучения. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, анкетирование, беседа. База исследования: ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» и ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет». Результаты исследования: проведен анализ исследований по проблеме перехода на дистанционное обучение в контексте вузовской подготовки; изучено отношение субъектов образовательного процесса к взаимодействию в новом формате, выявлены наиболее удобные в обучении цифровые технологии и инструменты; раскрыты недостатки и достоинства применения дистанционного формата в образовательном процессе. Ключевые выводы: дистанционные технологии позволяют сделать образование доступным для определенных категорий обучающихся (например, для людей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в вынужденной изоляции в результате распространения COVID-19), расширить формат самообразования, осуществлять профессиональную подготовку на качественно другом уровне; полный переход на дистанционный формат снижает качество и эффективность процесса обучения, поскольку новые инструменты не обладают тем потенциалом, который свойствен традиционным инструментам. Сочетание дистанционного обучения с традиционным, проводимым в очном формате, имеет больше возможностей для решения задач, стоящих перед современным образованием.

Об авторах

Саида Аслановна Бибалова
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»
Россия


Александра Владимировна Леонтьева
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия


Список литературы

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 15.11.21).

2. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / Алешковский И.А. [и др.] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 86-100.

3. Баканова И.Г., Яворчикова Я. Особенности организации электронного обучения в современном вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. 2020. № 4 (48). С. 5-15.

4. Вербицкий А.А. Цифровое обучение в системе контекстного образования // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: материалы IX Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 18-19 апр. 2019 г.) / отв. ред. Э.П. Комарова. Воронеж, 2019.

5. Электронная образовательная среда вуза как инновационный ресурс профессиональной подготовки будущих психологов и социальных педагогов / Деткова И.В. [и др.] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 2. С. 62-70.

6. Крамаренко Н.С., Квашин А.Ю. Психологические и организационные аспекты введения цифрового образования, или как внедрение инноваций не превратить в «цифровой колхоз» // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. Вып. 4. С. 1-16.

7. Кашицин В.П. Исследование процесса цифровизации в системе общего образования России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 3 (68). С. 52-65.

8. Мельник А.Д., Ласкина Е.Е. Сравнительный анализ дистанционной формы обучения в разных странах // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 3. С. 159-165.

9. Поддубная Т.Н. Цифровизация как новый контент содержания современного образования в высшей школе / Т.Н. Поддубная, Е.Л. Заднепровская // Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2020. С. 293-303.

10. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 49-58.

11. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании // Вестник Самарского университета. Серия: История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 2. С. 84-88.

12. Хуторная М.Л. Особенности применения психолого-педагогических методов и приемов обучения в дистанционном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 336-339.

13. Хуторской А.В. О развитии дистанционного образования в России // Компьютерные инструменты в образовании. 2000. № 5. С. 86-89.

14. Prensky M. Digital Natives, Digital Imigrants, Part 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9, No. 5. Р. 3-6.


Рецензия

Для цитирования:


Бибалова С.А., Леонтьева А.В. Анализ опыта перехода на дистанционное обучение в системе вузовской подготовки в период пандемии (на примере ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» и ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»). Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021;13(4):59-68. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-59-68

For citation:


Bibalova S.A., Leontyeva A.V. Analysis of the experience of transition to distance learning in the system of university training in the pandemic period (on the example of FSBEI HE “Maykop state technological university” and FSBEI he “Adygh state university”). Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2021;13(4):59-68. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-59-68

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)