Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-69-77

Аннотация

Дети, проживающие в интернатных учреждениях, лишены возможности освоения социальных ролей семейной жизни, что осложняет вхождение во взрослую самостоятельную жизнь, создает трудности в создании и сохранении семьи, поэтому вопросы подготовки данной категории детей к семейной жизни являются актуальными и социально востребованными. Цель исследования: экспериментально апробировать программу подготовки обучающихся колледжа из детей-сирот к семейной жизни. Задачи исследования: ознакомить с основными понятиями социально-нравственной, мотивационной, психологической и педагогической готовностью к семейной жизни; сформировать навыки межличностного взаимодействия в семье, осознанного отношения к воспитанию будущих детей. Методология и методы исследования: теоретической основой исследования явились положения, посвященные вопросам подготовки детей к семейной жизни, психологическим особенностям детей-сирот, особенностям воспитания в условиях интернатного учреждения. Использовались методы: тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда, модифицированный тест самооценки Н.П. Фетискина «градусник», наблюдение, беседа. Результаты: полученные результаты исследования свидетельствуют о положительной динамике формирования необходимых умений и навыков семейной жизни, психологической готовности к построению семейных отношений, выполнению социально-ролевых функций. Ключевые выводы: подготовка детей-сирот к семейной жизни должна носить специально организованный и целенаправленный характер. Усвоение основных концептуальных понятий социально-нравственной, мотивационной, психологической и педагогической готовности к семейной жизни позволило расширить представления обучающихся о личностных аспектах готовности к семейной жизни. Сформированные навыки межличностного взаимодействия в семье, понимание ответственности за воспитание будущих детей обеспечивают более серьезное отношение к созданию семьи и семейной жизни.

Об авторах

Светлана Николаевна Бегидова
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия


Вячеслав Сафарбиевич Бегидов
ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный аграрный университет»
Россия


Список литературы

1. Бегидова С.Н., Морозова И.В Социализация детей-сирот в воспитательной системе детского дома: монография. Северная Каролина, США, 2019. 210 с.

2. Сатаева Г.А. Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома: автореф. … дис. канд. педагог. наук. Казань, 2004. 21 с.

3. Семья Г.В., Лашкул М.В. Возможные модели органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан как результат реформирования и совершенствования деятельности системы // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2020. Т. 15, № 20. С. 160-180.

4. Assessment of social-role identity of the graduates of the orphanage / Begidova S.N. [et al.] // International scientific professional periodical journal “THE UNITY OF SCIENCE”. Vienna, Austria. December 2016 - January, 2017. P. 25-28.

5. Юнда И.Ф., Юнда Л.И. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни. Киев, 1990. С. 26-29.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

7. Бегидова С.Н., Бегидов В.С. Практикум по спортивной метрологии: корреляционный анализ, параметрические методы сравнения. Майкоп, 2001. 84 с.

8. White J.M., Klein D.M., Martin T.F. Family theories: An Introduction (4th ed.). Thousand Oaks, CA: Sage, Inc., 2015. 368 p.

9. Обучение и воспитание детей и подростков: от теории к практике: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2020. 446 с.


Рецензия

Для цитирования:


Бегидова С.Н., Бегидов В.С. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021;13(4):69-77. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-69-77

For citation:


Begidova S.N., Begidov V.S. Preparation of orphaned children and children deprived of parental care for family life. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2021;13(4):69-77. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-69-77

Просмотров: 144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)