Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Морально-этический аспект дистанционного образования

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-130-137

Аннотация

Дистанционное обучение давно уже является одним из интегральных трендов развития современной образовательной системы, представляя собой совокупность новых способов передачи информации инновационных методов взаимодействия педагогов и учащихся. Дистанционное образование, появившееся как способ предоставления равных возможностей всем потенциальным участникам образовательного процесса, в свою очередь является источником новых проблем, чем и предопределена актуальность данной работы. Целью настоящей работы является выявление важнейших проблем морально-этического плана, в том числе и тех, что обострились в период пандемии COVID-19, ставшей серьезным вызовом для мировой образовательной системы. В исследовании использовались методы анализа, аналогии, обобщения. В работе востребован и опыт дистанционной работы преподавателей МГТУ в условиях пандемии. Результаты: в статье выделены основные угрозы этического характера, связанные с онлайн-образованием, которые распределены по характеру и степени воздействия на процесс обучения. Ключевые выводы: морально-этический аспект дистанционного образования является одним из важнейших при постепенном переходе на новый формат обучения. Особую остроту эти проблемы приобрели в ситуации пандемии COVID-19, в ходе которой было осуществлено вынужденное и ускоренное внедрение дистанционных форм обучения в педагогическую практику, что выявило уязвимость целых регионов и категорий населения, для которых онлайн-формат обучения оказался крайне затрудненным. Опыт работы системы образования в условиях пандемии требует глубокого изучения и обобщения для корректирования методов и темпов инновационных процессов в современной педагогике, а также для уточнения места, характера и значимости дистанционного обучения в образовательной системе.

Об авторе

Нуриет Карпушевна Губжокова
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»
Россия


Список литературы

1. Шишкова А.В. Цифровая этика в современном образовательном процессе // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 2. С. 68-76.

2. Садовничий В.А. Университеты, общество и будущее человечества // Вестник Московского университета. Серия, 20: Педагогическое образование. 2019. № 2. С. 3-20.

3. Этика и цифра: этические проблемы цифровых технологий [Электронный ресурс]: аналитический доклад / РАНХиГС; Центр подготовки руководителей цифровой трансформации. URL: https://ethics.cdto.ranepa.ru/(дата обращения: 16.05.2021).

4. https://www.coursera.org/(дата обращения: 20.03.2021).

5. Янг Ш. От подрыва к инновациям: о будущем МООК // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 21-43.

6. Онлайн-курсы не менее эффективны, чем офлайн-форматы [Электронный ресурс] / НИУ «Высшая школа экономики». URL: https://iq.hse.ru/news/217043836.html. (дата обращения: 06.04.2021).

7. Любимцева Ю. Учитель в эпоху технологического прорыва [Электронный ресурс] // EdExpert. URL: http://edexpert.ru/technological-breakthrough. (дата обращения: 05.04.2021).

8. Радина Н.К., Балакина Ю.В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 178-194.

9. Омельченко Е.А. Образование детей из семей международных мигрантов в условиях пандемии // Этнодиалоги. 2020. № 3 (61). С. 54-64.

10. Плетнева Ю.Э., Очирова Г.Н. Влияние пандемии COVID-19 на положение иностранных студентов в России // Научное обозрение. Серия, 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 147-155.

11. Об этическом аспекте дистанционного обучения. Интервью с преподавателем НГТУ Батаевым [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/4sinfo/ob-eticheskom-aspekte-distancionnogo-obucheniia-interviu-s-prepodavatelem-ngtu-bataevym-5f05a22937d21111a67d0e5a (дата обращения: 10.05.2021).

12. Oyedotun T.D. Sudden Change of Pedagogy in Education Driven by COVID19: Perspectives and Evaluation from a Developing Country // Research in Globalization. 2020. Vol. 2.


Рецензия

Для цитирования:


Губжокова Н.К. Морально-этический аспект дистанционного образования. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021;13(4):130-137. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-130-137

For citation:


Gubzhokova N.K. Moral and ethical aspect of distance education. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2021;13(4):130-137. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-130-137

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)