Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Формирование речевой культуры младших школьников средствами метафоричности речи

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-94-103

Аннотация

Современное образование и воспитание характеризуются качественно новыми требованиями, предъявляемыми образовательными стандартами, не только к содержанию учебного процесса, но и к развитию личностных качеств учащихся. Реализация данных требований происходит в процессе совершенствования речевой культуры младших школьников. Таким образом, освоение учащимися культуры речи в целом и ее выразительности в частности становится одной из актуальных проблем современного языкового образования. Одним из средств формирования выразительности речи является ее метафоричность. Освоение младшими школьниками метафоры как способа перенесения наименования одного объекта на другой с каким-либо схожим признаком развивает их образное мышление, расширяет словарный запас, развивает умение подбирать слова, делает речь более пространственной и наполненной. Актуальность данной статьи определяется необходимостью формирования речевой культуры учащихся начальной школы на основе метафоричности речи и неразработанностью соответствующих научно обоснованных систем обучения, позволяющих реализовать на практике данное положение. Цель статьи - определить некоторые теоретические положения данной проблемы и представить методическую систему по формированию речевой культуры младших школьников на основе метафоричности речи. Методы исследования - теоретический анализ, анализ продуктов деятельности учащихся, фиксация учебного процесса, педагогический эксперимент. В качестве результатов исследования авторами представлены следующие положения: уточнены понятия «речевая культура», «выразительность речи», «метафора»; определены показатели сформированности умений в области метафоричности речи у младших школьников, разработана методическая система формирования речевой культуры на основе метафоричности речи, экспериментально доказана эффективность предлагаемой методической системы. Выводы: проблема совершенствования речевой культуры учащихся и в частности ее выразительности на основе метафоричности является достаточно широкой и многообразной. Знания в области метафоричности речи помогают достичь младшим школьникам более высокого уровня развития речевой культуры.

Об авторах

Фатима Каплановна Уракова
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия


Инна Владимировна Щербашина
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия


Саида Нурбиевна Пханаева
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия


Список литературы

1. Ахтырская Е.Н. Актуальные проблемы ознакомления младших школьников с тропами // Инновации в науке: сборник статей по материалам LXII международной научно-практической конференции. Новосибирск: Си-бАК, 2016. № 10 (59). С. 96-100.

2. Балашова Л.В. Динамическая концепция метафоры: от Аристотеля до современной когнитивной лингвистики / Л.В. Балашова // Вестник Омского университета. 2015. № 2. С. 169-177.

3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.: Рус. яз., 1990. 247 с.

4. Воронцова Т.А. Культура речи: учебное пособие. М.: Ижевск, 2011. 141 с.

5. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое. М.: Наука, 1988. 116 с.

6. Голубцова С.А. Проблемы исследования метафоры // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 1. С. 111-113.

7. Культура русской речи: учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. М.: Норма: ИНФРА, 2000. 534 с.

8. Перцева Н.К. Метафоричность - одно из условий повышения культуры речи школьников // Начальная школа. 2013. № 8. 108 с.

9. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дрофа, 1997. 68 с.

10. Смирнова М.А. Понятие «метафора» и подходы к ее изучению // Филология и литературоведение. 2014. № 9. С. 278.

11. Харченко В.К. Функции метафоры. М.: Воронеж, 1992. 239 с.

12. Шишкина С.В., Меннер Е.Д. Формирование метафоричности речи младших школьников. М.: Наука и просвещение, 2016. 345 с.

13. Щерба Л.В. Очередные проблемы языкознания. Л.: Наука, 1974. 310 с.

14. Cameron D. Verbal hygiene. London; New York, 1995.

15. Markowski A. Kultura jezyka polskiego. Teoria. Zagadnienia leksykalne. Warszawa, 2005.


Рецензия

Для цитирования:


Уракова Ф.К., Щербашина И.В., Пханаева С.Н. Формирование речевой культуры младших школьников средствами метафоричности речи. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020;12(4):94-103. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-94-103

For citation:


Urakova F.K., Shcherbashina I.V., Pkhanaeva S.N. Formation of speech culture of primary schoolchildren by means of speech metaphoricity. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2020;12(4):94-103. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-94-103

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)