Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Значимость эмоционального интеллекта преподавателя вуза для студентов

https://doi.org/0.47370/2078-1024-2022-14-1-102-109

Аннотация

Перевод образования в сферу оказания услуг расширяет статус преподавателя высшей школы соответствующими компетенциями менеджера учебного взаимодействия. Признание эмоционального интеллекта одним из основных компонентов профессиональной успешности современного специалиста актуализирует необходимость формирования у преподавателя вуза умений, понимания и управления эмоциями. Проблема исследования: осознание потребности развития эмоционального интеллекта у преподавателя высшей школы. Цель исследования: определить значимость для студентов наличия базовых умений эмоционального интеллекта у преподавателя.

Методы исследования: анкетирование, анализ, синтез, обобщение.

Результаты исследования: разработана анкета по базовым коммуникативным умениям эмоционального интеллекта; проведено анкетирование студентов по выявлению их отношения к эмоциональной компетентности преподавателя; приоритетными они определили следующие умения: обращаться к ним по имени; быть приветливым при общении; придавать эмоциональный окрас излагаемому материалу; не перебивать студента в процессе коммуникации; уметь чувствовать его эмоциональное состояние и на основе этого строить общение с ним.

Ключевые выводы: студенты осознают необходимость осуществления профессиональной деятельности преподавателем на основе эмоционального интеллекта; ожидают положительного проявления его эмоциональной компетентности, связанной с межличностным взаимодействием; удаленный режим обучения актуализирует грамотное проявление эмоционального интеллекта педагога, выполняющего компенсаторную функцию при дистанционном взаимодействии.

Об авторах

Савелий Евгеньевич Черкезов
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Россия

Черкезов Савелий Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и защиты информации

Ростов-на-Дону

тел.: +7 (908) 183 95 36



Елена Владимировна Ефимова
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Россия

Ефимова Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных технологий и защиты информации

Ростов-на-Дону

тел.: +7 (908) 194 24 71



Татьяна Николаевна Шарыпова
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Россия

Шарыпова Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и защиты информации

Ростов-на-Дону

тел.: +7 (908) 181 29 15



Список литературы

1. Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект 2.0. / пер. с англ. 3-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 208 с.

2. Игнатьева Е.Ю. К вопросу об образовании как услуге // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 228-230.

3. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. Emotional Intelligence. New ability or eclectic traits? //American Psychologist. 2008. September. P. 503-517.

4. Гоулман Д., Бояцис Р., МакКи Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с.

5. Bar-On R., Parker J. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // Handbook of emotional intelligence. San Francisco: Jossey-Bass, 2000. P. 363-388.

6. Люсин Д.В., Ушакова Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. С. 29-36.

7. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк, 2011. 388 с.

8. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2012. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53525.shtml (дата обращения: 20.10.2021).

9. Рыжов Д.М. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2012. № 1. С. 142-147.

10. Симбирцева М.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 3. С. 54-56.

11. Юрьева. О.В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности // Вестник ПНИПУ. Серия: Социально-экономические науки. 2019. № 1. С. 55-64.

12. Information technology the survival of professional education in economic crises / Cherkezov S. [et al.] // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. 2021. V. 13, No. 2.

13. Черкезов С.Е., Ефимова Е.В., Рутта Н.А. Образовательные аспекты реализация электронного учебного процесса в условиях экономического кризиса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 2. С. 86-92.


Рецензия

Для цитирования:


Черкезов С.Е., Ефимова Е.В., Шарыпова Т.Н. Значимость эмоционального интеллекта преподавателя вуза для студентов. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(1):102-109. https://doi.org/0.47370/2078-1024-2022-14-1-102-109

For citation:


Cherkezov S.E., Efimova E.V., Sharypova T.N. The significance of the emotional intelligence of a university teacher for students. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(1):102-109. (In Russ.) https://doi.org/0.47370/2078-1024-2022-14-1-102-109

Просмотров: 224


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)