Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Эффективность мультимедийных технологий в процессе преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-40-48

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена процессом активного внедрения мультимедийных технологий в процесс обучения. Однако возможности и дидактический потенциал мультимедийных технологий часто преувеличены. Поэтому цель исследования заключалась в том, чтобы систематизировать эффекты процесса внедрения мультимедиа и сформулировать условия эффективного использования данных технологий в рамках курса иностранного языка для студентов неязыковых специальностей.

В исследовании были использованы методы теоретического анализа: аксиоматический, дедукции, анализа и синтеза.

Результаты исследования показали, что мультимедиа позволяют адаптировать учебный процесс под когнитивные паттерны студента, конструктивно влияют на его эмоциональный фон и мотивацию к обучению. Негативные эффекты использования мультимедиа связаны с высоким уровнем когнитивной нагрузки у студента, рассеиванием внимания, смещением внимания от содержания изучаемого материала к его форме и, как следствие, отсутствием системности в восприятии информации. К объективным причинам снижения уровня эффективности мультимедийных технологий относятся: их естественная ограниченность в решении дидактических задач, техническое обеспечение процесса реализации мультимедийных курсов, уровень компетентности преподавателей в вопросах использования данных технологий.

В результате исследования авторы приходят к выводу о том, что основанием для принятия решений об объеме использования и требованиях к качеству мультимедийных технологий должен стать педагогический дизайн учебного курса, основанный на когнитивной теории мультимедийного обучения и таксономии педагогических целей.

Об авторах

Юлия Юрьевна Котляренко
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС)»
Россия

Котляренко Юлия Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Ростов-на-Дону

тел.: +7 (919) 871 26 83



Елена Александровна Николаева
Донской государственный технический университет
Россия

Николаева Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранный язык в сфере социогуманитарных наук»

Ростов-на-Дону

тел.: +7 (905) 459 70 84



Список литературы

1. Василиженко М.В., Коротков Е.А., Мухаркина В.С. Геймификация как современный метод обучения иностранным языкам // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т 12, № 2. С. 43-50.

2. Шокарев К.В. Геймификация как метод повышения мотивации студентов высших учебных заведений в преподавании иностранного языка на примере английского языка //Образование и право. 2020. № 5. С. 208-214.

3. Еременко М.В., Пашукевич Ю.С. Использование мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка [Электронный ресурс] // Электронная библиотека КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-multimediynyh-tehnologiy-v-prepodavaniiinostrannogo-yazyka/viewer (дата обращения: 10.03.22)

4. Рязанов С.В. К вопросу применения компьютерных мультимедийных средств при обучении иностранным языкам // Вестник Военного университета. 2011. № 1 (25). С. 38-44.

5. Петряев С.В. Преимущества и недостатки использования мультимедийных технологий в обучении // Проблемы педагогики. 2018. № 2 (34). С. 115-118.

6. Dina A.T., Ciornei S.I. The Advantages and Disadvantages of Computer Assisted Language Learning and Teaching for Foreign Languages [Electronic resours] // Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2013. № 15 (76). P. 248-252. URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.04.107 (дата обращения: 10.03.22)

7. Ханжина С.В., Булычев К.В. Визуализация в обучении иноязычной лексике // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 12-1. С. 97-100.

8. Abdulrahaman M.D. [et al.] Multimedia tools in the teaching and learning processes: A systematic review [Электронный ресурс] // Heliyon. 2020. № 6 (11). URL: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e05312 (дата обращения: 10.03.22)

9. Бессарабова О.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в вузе // Глобальный научный потенциал. 2020. № 11 (116). С. 73-76.

10. Живокина М.А., Путова И.Н. Мультимедийные технологии при обучении английскому языку в военном вузе как средство формирования коммуникативной компетенции // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. № 5-2 (9). С. 41-45.

11. Федорова Е.Ю., Васильева С.Н., Бурлакова О.П. Особенности применения информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в военном вузе // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018. № 1 (97). С. 175-185.

12. Moreno R., Mayer R.E. Cognitive principles of multimedia learning: The Role of Modality and Contiguity // Journal of Educational Psychology. 1999. № 2 (91). P. 358-368.


Рецензия

Для цитирования:


Котляренко Ю.Ю., Николаева Е.А. Эффективность мультимедийных технологий в процессе преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(2):40-48. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-40-48

For citation:


Kotliarenko I.Yu., Nikolaeva E.A. The efficiency of multimedia technologies in the process of a foreign language teaching to non-linguistic students. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(2):40-48. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-40-48

Просмотров: 200


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)