Гендерный аспект развития общеобразовательной школы в 1950-е гг.: проблемы и тенденции
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-44-49
Аннотация
В статье на основе исторических источников и монографических исследований рассматриваются некоторые вопросы развития общеобразовательной школы в 1945-1950-е гг., отмечается, что в послевоенные годы в стране продолжала оставаться острой проблема привлечения в процесс обучения в школах девочек-горянок, в особенности в национальных регионах страны. В 1950-е гг. в стране повсеместно стали вводить всеобщее семилетнее обучение. Первоочередной задачей советской школы было воспитание каждого учащегося, независимо от его половой принадлежности - труженика и коллективиста, строителя коммунистического общества.
Целью данной статьи является демонстрация решения проблемы охвата обучением девочек в школах, учитывая специфические условия Дагестана. Для разрешения этих трудностей в республике были созданы 2 вида интерната - это массовые пришкольные интернаты и интернаты на полном государственном обеспечении. Последние сыграли большую роль в вопросе обучения девушек-горянок. Автор заключает, что, несмотря на имевшиеся послевоенные трудности в системе школьного образования, планомерная политика Советского государства в этом вопросе, в особенности активное участие девочек в процессе обучения в старших классах в национальных регионах, имела определенные положительные результаты.
Ключевые слова
Об авторе
Мадина Курбанисмаиловна НагиеваРоссия
Нагиева Мадина Курбанисмаиловна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии
Махачкала
тел.: +7 (928) 875 90
Список литературы
1. Каймаразов Г.Ш. Образование и наука в Дагестане в XX веке. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2007.
2. Дагестанская правда. 1949. 1 июля.
3. Больше заботы о школе и учителе // Дагестанская правда. 1950. 14 окт.
4. Магомедов К.Ш. Великий октябрь и просвещение дагестанской горянки. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.
5. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 8220. Л. 17.
6. Дагестанская правда. 1958. 24 мая.
7. Школьное образование в Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. 268 с.
8. Указ Президиума Верховного Совета о награждении орденами и медалями учителей дагестанских школ // Дагестанская правда. 1949. 20 апр.
9. Гасанова А.И. Подготовка женских кадров в Дагестане и их роль в хозяйственном и культурном развитии республики (1945-1965 гг.). Махачкала: Тип. Дагфилиала АН СССР, 1969. 184 с.
10. Омаров С.М. Женское образование в Дагестане. Махачкала, 1960.
Рецензия
Для цитирования:
Нагиева М.К. Гендерный аспект развития общеобразовательной школы в 1950-е гг.: проблемы и тенденции. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(3):44-49. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-44-49
For citation:
Nagieva M.K. Gender aspect of the development of a comprehensive school in the 1950s: problems and. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(3):44-49. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-44-49