Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Дистанционное обучение как феномен современного образования: мнение педагогов

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-75-82

Аннотация

В число самых актуальных и перспективных способов обучения сегодня входит дистанционное обучение, реализуемое при помощи возможностей современных телекоммуникационных технологий, главная роль из которых принадлежит глобальной сети Интернет. Между тем, первые опыты использования электронных образовательных ресурсов в практике имели место еще во второй половине 20 века в США, Великобритании, Франции, Китае, определив важное место дистанционного обучения в ряду дополнительного образования. Ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в 2020 году резко актуализировало вопросы применения дистанционных образовательных технологий, что является фактором, подтверждающим актуальность данного исследования.

Цель исследования: представить взгляд педагогического сообщества на проблему дистанционного обучения в современных условиях.

Задачи исследования: раскрыть категорию «дистанционное обучение» и ряд сопутствующих с ним понятий («онлайн-обучение», «E-learning», «электронная информационная образовательная среда»); представить опыт работы вузов Республики Адыгея по использованию образовательных ресурсов (онлайн-платформ) в практике дистанционного обучения высших и средних учебных заведений; провести опрос мнения педагогического сообщества о дистанционном обучении.

Материал и методы исследования. Решению поставленных задач содействовало использование научных методов исследования: теоретических (анализ опыта использования дистанционных образовательных технологий в практике учебных заведений, сравнение, метод аналогии); эмпирические (опрос, наблюдение, описание). Информационно-аналитическую базу составили информационные ресурсы сети Интернет.

Результаты исследований. Дистанционное обучение - обучение, которое осуществляется в удаленном режиме с применением актуальных образовательных технологий (интернет-сервисов, обучающих онлайн-платформ, облачных технологий и пр.). В практике дистанционного обучения вузов Республики Адыгея активно используются следующие образовательные ресурсы (онлайн-платформы): Zoom, Skype, Moodle. Пилотажное исследование мнения педагогов (преподавателей вузов и колледжей) позволило выявить определенные проблемы онлайн-обучения, в числе которых вероятность снижения качества подготовки обучающихся в дистанционном формате, ряд проблем технического оснащения, недостаточный уровень цифровой грамотности педагогов и др.

Ключевые выводы: базу дистанционное обучения составляют информационно-коммуникативные ресурсы сети Интернет; оптимальными программными ресурсами для организации онлайн-обучения являются Zoom, Skype, Moodle; перспективным является решение проблемы создания единой цифровой образовательной платформы, позволяющей выработать единые информационные стандарты дистанционного обучения.

Об авторах

Татьяна Александровна Иващенко
Иващенко Татьяна Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический универси- тет», Майкоп, Россия е-mail: tivaschenko@list.ru тел.: +7 (903) 465 44 25
Россия

Иващенко Татьяна Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания

Майкоп

тел.: +7 (903) 465 44 25



Елена Сергеевна Двойникова
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»
Россия

Двойникова Елена Сергеевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания

Майкоп

тел.: +7 (909) 470 55 53



Список литературы

1. Ориентиры развития образования в условиях глобализации / Минченко В.Г. [и др.] //Материалы научно-методической конференции / ред. коллегия С.М. Ахметов [и др.]. Краснодар: КГУФКСТ, 2021. С. 143-144.

2. Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2020. 602 с.

3. Артюхина Т.С., Бикбаева М.Р., Сахнова И.А., Сучков М.А., Зайцева Э.А. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения / Ахметова Д.З. [и др.] // Высшее образование в России. 2020. № 2. С. 141-150.

4. Развитие современного вуза: новые методы и технологии: коллективная монография /отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2021. 542 с.

5. Vaganova O. [et al.] Multimedia technologies in vocational education. Amazonia Investiga. 2020; 9: 391-398.

6. Zadneprovskaya E.L. [et al] Distance learning experience in the context of globalation of education [Electronic resource]. Propositos y Representaciones. 2021. Vol. 9, N. 1. URL: http://revistas.usil.edu.pe/index.php/pyr/article/view/985 (дата обращения: 08.05.2022).

7. Дистанционное обучение [Электронный ресурс] // Вести образования. 17.12.2020 г. URL: vladimir_putin_sistema_distantsionnogo_oеrazovaniya_еudet_razvivatsya_u_nee_est_svoi_preimuschestva_i_svoya_nisha (дата обращения 12.05.2022).

8. Дистанционное обучение [Электронный ресурс] // Вести образования. 09.12.2020 г. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/12/9/distant/15910-gosduma_rassmotrit_zakonoproekt_o_poryadke_distantsionnogo_oеrazovaniya (дата обращения 12.05.2022).

9. Сергеева Е.В., Чандра М.Ю. Тенденции цифровой трансформации общего образования: мониторинг мнений педагогов и руководителей образовательных организаций // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8 (151). С. 9-15.

10. Дистанционное обучение [Электронный ресурс] // Вести образования. 06.04.2020 г. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/4/6/analitycs/12368-sistema_obrazovaniya_okazalas_ne_gotova_k_perehodu_na_distantsionnoe_oеuchenie_v_usloviyah_pandemii (дата обращения 14.05.2022).

11. Зенков А.Р. Цифровизация образования: направления, возможности, риски // Вестник ВГУ. 2020. № 1. С. 52-55.

12. Панина Е.А. Актуальные вопросы цифровизации образования в современных условиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 3. С. 60-67.


Рецензия

Для цитирования:


Иващенко Т.А., Двойникова Е.С. Дистанционное обучение как феномен современного образования: мнение педагогов. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(3):75-82. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-75-82

For citation:


Ivashchenko T.A., Dvoynikova E.S. Distance learning as a phenomenon of modern education: teachers' opinion. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(3):75-82. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-75-82

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)