Дистанционное обучение как феномен современного образования: мнение педагогов
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-75-82
Аннотация
В число самых актуальных и перспективных способов обучения сегодня входит дистанционное обучение, реализуемое при помощи возможностей современных телекоммуникационных технологий, главная роль из которых принадлежит глобальной сети Интернет. Между тем, первые опыты использования электронных образовательных ресурсов в практике имели место еще во второй половине 20 века в США, Великобритании, Франции, Китае, определив важное место дистанционного обучения в ряду дополнительного образования. Ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в 2020 году резко актуализировало вопросы применения дистанционных образовательных технологий, что является фактором, подтверждающим актуальность данного исследования.
Цель исследования: представить взгляд педагогического сообщества на проблему дистанционного обучения в современных условиях.
Задачи исследования: раскрыть категорию «дистанционное обучение» и ряд сопутствующих с ним понятий («онлайн-обучение», «E-learning», «электронная информационная образовательная среда»); представить опыт работы вузов Республики Адыгея по использованию образовательных ресурсов (онлайн-платформ) в практике дистанционного обучения высших и средних учебных заведений; провести опрос мнения педагогического сообщества о дистанционном обучении.
Материал и методы исследования. Решению поставленных задач содействовало использование научных методов исследования: теоретических (анализ опыта использования дистанционных образовательных технологий в практике учебных заведений, сравнение, метод аналогии); эмпирические (опрос, наблюдение, описание). Информационно-аналитическую базу составили информационные ресурсы сети Интернет.
Результаты исследований. Дистанционное обучение - обучение, которое осуществляется в удаленном режиме с применением актуальных образовательных технологий (интернет-сервисов, обучающих онлайн-платформ, облачных технологий и пр.). В практике дистанционного обучения вузов Республики Адыгея активно используются следующие образовательные ресурсы (онлайн-платформы): Zoom, Skype, Moodle. Пилотажное исследование мнения педагогов (преподавателей вузов и колледжей) позволило выявить определенные проблемы онлайн-обучения, в числе которых вероятность снижения качества подготовки обучающихся в дистанционном формате, ряд проблем технического оснащения, недостаточный уровень цифровой грамотности педагогов и др.
Ключевые выводы: базу дистанционное обучения составляют информационно-коммуникативные ресурсы сети Интернет; оптимальными программными ресурсами для организации онлайн-обучения являются Zoom, Skype, Moodle; перспективным является решение проблемы создания единой цифровой образовательной платформы, позволяющей выработать единые информационные стандарты дистанционного обучения.
Для цитирования:
Иващенко Т.А., Двойникова Е.С. Дистанционное обучение как феномен современного образования: мнение педагогов. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(3):75-82. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-75-82
For citation:
Ivashchenko T.A., Dvoynikova E.S. Distance learning as a phenomenon of modern education: teachers' opinion. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(3):75-82. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-75-82