Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Особенности применения иммерсивных технологий виртуальной и дополненной реальности в высшем образовании

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-83-92

Аннотация

Дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR) - иммерсивные технологии, позволяющие пользователям знакомиться с цифровым контентом как в физическом, так и в виртуальном пространстве, и расширяющие возможности образовательной среды.

Актуальность исследования обусловлена распространяющимся внедрением технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательную среду.

Проблема исследования: каковы механизмы использования иммерсивных технологий дополненной и виртуальной реальности в сфере инновационного развития образовательных услуг высшей школы? Целью работы является изучение особенностей применения программ иммерсивного обучения с использованием технологий AR/VR в высшем образовании.

Методологическую основу исследования составляют анализ Интернет-ресурсов и литера[1]турных источников, изучение и обобщение педагогического опыта, синтез.

Результаты исследования: рассмотрены основные преимущества использования технологий AR и VR, предложены возможные варианты внедрения иммерсивных образовательных технологий в учебный процесс, обозначены проблемы их интеграции в образовательный процесс высших учебных заведений и способы преодоления этих проблем.

Ключевые выводы: технологии AR/VR являются многообещающим дополнением к образовательному пространству из-за их иммерсивного характера; в высшем образовании использование иммерсивных технологий может повысить вовлеченность студентов в учебный процесс, помочь обучающимся понять абстрактные концепции, позволяет использовать более персонализированные подходы к обучению, улучшить аналитику обучения; при внедрении AR/ VR в образовательный процесс необходимо определить цели и желаемые результаты обучения, выбрать технологию для работы, организовать безопасную среду обучения, спланировать структуру курса; основными проблемами при внедрении AR/VR являются высокая стоимость технологий и разработок, необходимость регулярного обновления программного и аппаратного обеспечения, риски для здоровья и безопасности пользователей, технологические проблемы.

Об авторе

Анна Александровна Паскова
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»
Россия

Паскова Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационной безопасности и прикладной информатики факультета информационных систем в экономике и юриспруденции

Майкоп

тел.: +7 (918) 421 52 31



Список литературы

1. Андрюхина Л.М. Технологии телеприсутствия - новая антропологическая платформа развития образования [Электронный ресурс]. URL: https://cyеerleninka.ru/article/n/tehnologii-teleprisutstviya-novaya-antropologicheskaya-platforma-razvitiya-obrazovaniya (дата обращения: 17.07.2022).

2. В ЮФУ открыли лабораторию виртуальной и дополненной реальности [Электронный ресурс]. URL: https://sfedu.ru/press-center/news/65339 (дата обращения: 17.07.2022).

3. Корнилов Ю.В. Иммерсивный подход в образовании [Электронный ресурс] // Педагогика и психология. 2019. № 1 (26). URL: https://cyеerleninka.ru/article/n/immersivnyy-podhod-v-obrazovanii (дата обращения: 17.07.2022).

4. Набокова Л.С., Загидуллина Ф.Р. Перспективы внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности в сферу образовательного процесса высшей школы [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 2. С. 2710-2719. URL: https://profed.nsau.edu.ru/jour/article/viewFile/563/546 (дата обращения: 17.07.2022).

5. Паскова А.А. Виртуальная реальность в иммерсивном обучении [Электронный ресурс] // Материалы XXXVI Всероссийской научно-практической конференции «Образование - Наука - Технологии». Майкоп: Кучеренко В.О., 2021. С. 102-104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48337936 (дата обращения: 17.07.2022).

6. Персонализация образования в действии [Электронный ресурс]. URL: https://newtonew.com/hero/individual-education (дата обращения: 21.06.2022).

7. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Эффективность использования виртуальной реальности при обучении в юношеском и взрослом возрасте [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2729 (дата обращения:17.07.2022).

8. Шапиров К.В. Дидактика смешанной реальности [Электронный ресурс] // Виртуальная реальность современного образования: идеи, результаты, оценки VRME 2018: материалы Международной Интернет конференции (Москва, 8-11 окт. 2018 г.) М.: МПГУ, 2019. 101 с. URL: https://lomonosov-msu.ru/file/event/4428/eid4428_attach_4c2a89e5df6a01ac81a612f0007324d40a837ce1.pdf (дата обращения: 17.07.2022).

9. Augmented and Mixed Reality in Higher Education The chronicle of higher education [Электронный ресурс]. URL: https://www.oracle.com/a/ocom/docs/industries/higher-education/augmented-reality-highered-explainer.pdf (дата обращения: 17.07.2022).

10. Dodds H. Immersive Learning Environments: Designing XR into Higher Education. In J.E. Stefaniak, S. Conklin, X. Oyarzun, & R.M. Reese (Eds.), A Practitioner's Guide to Instructional Design in Higher Education. EdTech Books [Электронный ресурс]. URL: https://edtechbooks.org/id_highered/immersive_learning_e (дата обращения: 17.07.2022).

11. Erbas C., Demirer V. (2015). Egitimde Sanal ve Arttirilmi§ Ger^eklik Uygulamalari. In book: Egitim Teknolojileri Okumalari 2015 Chapter: 7 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/303813572_Egitimde_sanal_ve_artirilmis_gerceklik_uygulamalari (дата обращения: 17.07.2022).

12. Fourtane S. The future of higher education: Adoption of virtual reality [Электронный ресурс] . URL: https://www.fierceeducation.com/administration/future-higher-education-adoption-virtual-reality (дата обращения: 17.07.2022).

13. Hewson E.R.F. Students' Emotional Engagement, Motivation and Behaviour Over the Life of an Online Course: Reflections on Two Market Research Case [Электронный ресурс] // Journal of Interactive Media in Education. 2018. № 1. P. 10. URL: https://jime.open.ac.uk/articles/10.5334/jime.472/ (дата обращения: 17.07.2022).

14. IEU EXPERIENCE [Электронный ресурс]. URL: https://www.ie.edu/university/news-events/news/committing-immersive-education-ie-university-provide-virtual-reality-headsets-students/ (дата обращения: 17.07.2022).

15. Jantjies M., Moodley T., Maart R. Experiential learning through Virtual and Augmented Reality in Higher Education Proceedings of the 2018 International Conference on Education Technology Management December 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/331423337_Experiential_learning_through_Virtual_and_Augmented_Reality_in_Higher_Education (дата обращения: 17.07.2022).

16. Jumani A.K., Siddique W.A., Laghari A.A. [et al.] Virtual Reality and Augmented Reality for Education [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/358358757_Virtual_Reality_and_Augmented_Reality_for_Education / Multimedia Computing Systems and Virtual Reality (pp.189-210) Edition: First Chapter: 9 Publisher: Taylor & Francis - 2022 (дата обращения: 17.07.2022).

17. Lau G. Decoding Immersive Learning: What it is and how it works [Электронный ресурс]. URL: https://www.emergingedtech.com/2021/12/decoding-immersive-learning-how-it-works/ (дата обращения: 17.07.2022).

18. Perkinscoie XR Industry Insider 2021 XR Survey [Электронный ресурс]. URL: https://www.perkinscoie.com/content/designinteractive/xr2021/ (дата обращения: 17.07.2022).

19. The Future of VR & AR in Education [Электронный ресурс]. URL: https://www.gettingsmart.com/2020/09/12/the-future-of-vr-ar-in-education/ (дата обращения: 17.07.2022).

20. Wang R., Lowe R. Newton S. [et al.] Task complexity and learning styles in situated virtual learning environments for construction higher education [Электронный ресурс]. Automation in Construction. 2020; 113: 103-148. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0926580519311252?via%3Dihub (дата обращения: 17.07.2022).

21. Wu C.H., Tang Y.M., Tsang Y.P. [et al.] Immersive Learning Design for Technology Education: A Soft Systems Methodology [Электронный ресурс]. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.745295/full (дата обращения: 17.07.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Паскова А.А. Особенности применения иммерсивных технологий виртуальной и дополненной реальности в высшем образовании. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(3):83-92. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-83-92

For citation:


Paskova A.A. Features of application of immersive technologies of virtual and augmented reality in higher education. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(3):83-92. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-83-92

Просмотров: 659


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)