Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов экономических направлений подготовки с использованием инновационных технологий
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-105-112
Аннотация
Использование инновационных технологий и интернет-ресурсов на занятиях по иностранному языку дает возможность ускорить и облегчить процесс обучения и стать неотъемлемой частью успешного развития иноязычной коммуникативной компетенции у студентов бакалавриата. Проблема достижения необходимого уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся является актуальной по ряду причин: минимальным количеством аудиторных часов, выделяемых на дисциплину «Иностранный язык»; преобладанием традиционных методов и подходов обучения; уникальными характеристиками и ожиданиями студентов поколения Z, воспитанных с помощью цифровых технологий.
Проблема исследования: какие инновационные технологии и интернет-ресурсы способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку со студентами экономических специальностей в неязыковом вузе?
Цель исследования: представить опыт работы преподавателей иностранного языка Старооскольского технологического института по использованию инновационных технологий в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов экономических направлений подготовки.
Методы исследования: анализ, обобщение, прогнозирование, наблюдение, оценивание. Результаты исследования: раскрыто понятие «моделирование учебно-речевых ситуаций»; дана классификация профессионально ориентированных учебно-речевых ситуаций и приведены примеры их использования; приведен пример использования проектной технологии обучения; представлен опыт использования форм телекоммуникации, учебных интернет-ресурсов и онлайн-платформы MS Teams в учебном процессе со студентами экономических специальностей.
Ключевые выводы: применение инновационных технологий на занятиях по иностранному языку предполагает целенаправленную систематическую подготовку студентов экономических специальностей к профессионально-деловой иноязычной коммуникации, обеспечивая тем самым формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
Об авторе
Наталья Валерьевна РяполоваРоссия
Ряполова Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук
Старый Оскол
тел.: +7 (908) 789 33 08
Список литературы
1. Кузнецов А.Н., Щавелева Е.Н. Развитие информационной компетентности студентов технического вуза как аспект реализации компетентностного потенциала дисциплины «Иностранный язык» // Вестник МГАУ им. В.П. Горячкина. 2015. No 4. С. 45-49
2. Масалимова А.С., Сагиева Г.Б. Моделирование коммуникативной ситуации при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку // Иностранные языки в XXI веке: актуальные вопросы лингвистики, теории перевода и методики преподавания иностранных языков (Пенза, 14 окт. 2015 г.). Пенза, 2015. С. 95-100.
3. Морквина Е.А., Логинова Е.А. MS Teams как инструмент для реализации дисциплины «Иностранный язык» в вузе // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2021. No 4 (38). С. 108-116.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов / под ред. Полат Е.С. М.: Академия, 2002. 272 с.
5. Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М., 2009. 96 с.
6. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Формирование социальных компетентностей обучающихся в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе // Интеграция образования. 2016. Т. 20, No 4. С. 484-492.
7. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): пособие для учителей. Киев: Рад. шк., 1989. 158 с.
8. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: учебное пособие. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 264 с.
9. Урусова З.Б., Козлова Л.Ю. О моделировании ситуаций в обучении студентов-билингвов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. No 67-3. С. 232-235.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-03-01-ekonomika-954. (дата обращения 10.07.2022).
11. Bonk C.J. The handbook of blended learning. San Francisco: Pfeiffer, 2006. 624 p.
12. Garrison D.R. Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. San Francisco: John Wiley & Sons, 2008.
13. Staker H. Classifying K-12 blended learning [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED535180.pdf - (дата обращения: 18.07.2022)
Рецензия
Для цитирования:
Ряполова Н.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов экономических направлений подготовки с использованием инновационных технологий. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(3):105-112. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-105-112
For citation:
Ryapolova N.V. Formation of foreign language communicative competences in economic students using innovative technologies. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(3):105-112. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-105-112