Психолого-дидактические проблемы внедрения цифрового учебника в учебный процесс вуза
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-134-143
Аннотация
Модернизация системы высшего образования, обусловленная стремительным ростом цифровых технологий, подразумевает переосмысление дидактических и технологических принципов организации учебного процесса, создания и внедрения уникального образовательного контента, включающего, в том числе, и электронные издания. Среди многообразия электронных изданий особое место занимает цифровой учебник. Несмотря на то что цифровой учебник рассматривается в научно-методической литературе как наиболее перспективное средство организации самостоятельной работы студентов в условиях электронной образовательной среды, на сегодняшний день вопрос о влиянии данного средства на личность обучающихся и особенности организации учебного процесса остается малоизученным. Прежде чем говорить о повсеместном внедрении цифрового учебника, как и любого другого инновационного средства обучения, необходимо выявить его воздействие на психофизиологические особенности личности обучающегося. Вследствие чего можно говорить о существовании научной проблемы: какое влияние должен оказывать цифровой учебник на субъектов образовательной среды, чтобы его можно было рассмотреть в качестве неотъемлемого структурного компонента цифровой образовательной среды.
Цель исследования заключается в определении потенциала цифрового учебника как эффективного средства подготовки обучаемого к будущей профессиональной деятельности и выявлении психолого-дидактических проблем, которые могут быть вызваны внедрением данного инновационного средства обучения. Методы исследования: анализ, анкетирование, беседа, опрос, обобщение, описание, тестирование, статистический критерий Пирсона.
Результаты исследования: выявлено отличие цифрового учебника от электронного учебника и электронной формы учебника; на основе проведенного анализа научно-методический литературы и результатов
эмпирического исследования выявлены две основные психолого-дидактические проблемы внедрения цифрового учебника в учебный процесс вуза: 1) связана с последствием увеличения степени прямого воздействия на психические процессы пользователей цифрового учебника в ходе освоения или закрепления ими учебного материала; 2) обусловлена техическими особенностями создания цифрового учебника, удовлетворяющего требованиям средств обучения; представлен опыт использования цифрового учебника «Математика для экономистов» в учебном процессе по направлению подготовки 38.05.01 и 38.03.02; показаны результаты онлайн-анкетирования, опроса, беседы студентов и преподавателей о целесообразности использования в учебном процессе цифрового учебника.
Ключевые выводы: онлайн-анкетирование, беседа и опрос обучающихся позволили выявить заинтересованность студентов в использовании цифрового учебника в учебном процессе; анализ веб-метрик разделов цифрового учебника способствовал определению степени его востребованности у студентов и преподавателей вузов; исходя из результатов проведенного тестирования студентов, на уровне значимости 0,05 в соответствии с правилом принятия решения статистического критерия Пирсона, выявлено влияние цифрового учебника на формирование образовательных результатов и на скорость усвоения учебного материала.
На основании результатов опроса студентов и беседы с преподавателями выявлены пути:
1) совершенствования цифрового учебника как средства обучения с учетом его воздействия на психофизиологические особенности личности обучающегося;
2) оптимизации образовательного процесса с учетом применения цифрового учебника.
Об авторах
Людмила Валерьевна ШелеховаРоссия
Шелехова Людмила Валерьевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры информационных образовательных технологий
Краснодар
тел.: +7 (962) 762 16 27
Фатимет Султановна Брантова
Россия
Брантова Фатимет Султановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии
Майкоп
тел.: +7 (918) 424 22 97
Список литературы
1. Sari M.P., Antasari A. Digital textbook: a state of art resource to increase learners' achievement. Jurnal Pendidikan Bahasa dan Sastra. 2020; 20(2): 167-176.
2. Bikowski D., Casal J.E. Interactive Digital textbook and engagement: A learning strategies framework. Language Learning & Technology Journal. 2018; 22(1): 119-136.
3. Балалаева Е.Ю. Анализ сущности понятия «Электронный учебник» [Электронный ресурс] // Вестник Марийского государственного университета. 2016. No 4 (24). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-suschnosti-ponyatiya-elektronnyy-uchebnik (дата обращения: 31.08.2022).
4. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Психолого-дидактические проблемы создания цифровых учебников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, No 3. C. 102-112.
5. ГОСТ Р 57724-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании: «Учебник электронный». Общие положения. М.: Стандартинформ, 2018.
6. Зайцева Л.В., Попко В.Н. Разработка и использование электронных учебников [Электронный ресурс] // ОТО. 2006. No 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-ispolzovanie-elektronnyh-uchebnikov (дата обращения: 31.08.2022).
7. Golshani F. «Digital Textbooks» in IEEE MultiMedia, April-June. 2008; 15(2): 2.
8. Динер Е.В., Мосунова Л.А. Развитие воображения в процессе чтения электронной книги // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017.Т. 7, No 2. С. 34-48.
9. Бородовская А.Ю. Дизайн электронных образовательных ресурсов в контексте когнитивного восприятия текста читателями [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук.Казань, 2016. Режим доступа: http://www.dslib.net/dokument-informacia/dizajn-jelektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-v-kontekste-kognitivnogo-vosprijatija.html (дата обращения: 31.10.2019).
10. Surdin A. In some classrooms, books are a thing of the past; digital texts gaining favor, but critics question quality [Electronic resuors]. The Washington Post. 2009; Oct 19: A.3-A.3. Retrieved from: http://search.proquest.com/docview/410351562?accountid=15017.
11. Hee-Young Kim J., Hye-Yoon J. South Korean digital textbook project. Computers in the Schools. 2010; 27(3/4): 247-265.
12. Prensky M. Digital natives, digital immigrants [Electronic resource]. On the Horizon.2001; 9(5). Retrieved from: http://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf.
13. Prensky М. Digital natives, digital immigrants, Part II: Do they really think differently? [Electronic resource]. On the Horizon. 2001; 9(6). Retrieved from: http://www.marcprensky.co/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20%20Part2.Pdf.
14. Straesser R. Cabri-geometre: Does Dynamic Geometry software (DGS) change geometry and its teaching and learning? International Journal of Computers for Mathematical Learning.2001; 6: 319-333.
15. Parzysz B. «Knowing» vs. «seeing»: Problems of the plane representation of space geometry figures. Educational Studies in Mathematics. 1988; 19(1): 79-92.
Рецензия
Для цитирования:
Шелехова Л.В., Брантова Ф.С. Психолого-дидактические проблемы внедрения цифрового учебника в учебный процесс вуза. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(3):134-143. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-134-143
For citation:
Shelekhova L.V., Brantova S.F. Psychological and didactic problems of introducing a digital textbook into the educational process of a university. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(3):134-143. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-134-143