Ценностно-креативный подход в подготовке будущего учителя естественника на современном этапе
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-118-126
Аннотация
Актуальность. Подготовка студентов к педагогической деятельности достаточно сложный и трудный процесс, связана она со многими причинами, такими как непривлекательность (непрестижность) педагогической профессии для выпускников школ, отсутствие конкуренции при поступлении, слабая школьная подготовка первокурсников и др. Они и являются как раз одной из причин того, что у многих студентов достаточно сложно формируется и развивается мотивация к освоению профессии в реальном процессе.
Постановка проблемы. Как сделать наиболее эффективной вузовскую подготовку будущего учителя? При каких условиях студенты будут сознательно относиться к учебной деятельности как к подготовке будущей профессии?
Цель исследования: определить методические пути и условия формирования ценностного отношения к своей будущей профессии.
Методы исследования: теоретический анализ лучших практик подготовки студентов к профессии, комплексный педагогический эксперимент.
Результаты. При прохождении студентами технологической схемы: Мотивация – Теория – Моделирование – Рефлексия – Теория – Тренинг – Рефлексия – Коррекция – Деятельность –Рефлексия – образ «Я – будущий педагог» происходит осознание важности приобретения профессиональных знаний и умений, укрепляются профессиональные намерения.
Ключевые выводы. Креативно-ценностный подход является одним из путей формирования положительной мотивации, понимания важности, ценности профессиональных знаний, умений и компетенций. При этом создаются специальные условия активной учебной деятельности, студент видит результаты работы над собой, начинает критически относиться к своим действиям, подготавливая почву для творчества и креативной активности.
Об авторах
Аксинья Егоровна ЕгороваРоссия
Егорова Аксинья Егоровна, доктор педагогических наук, профессор
Якутск
тел.: +7 (914) 271 48 03
Марина Петровна Андреева
Россия
Андреева Марина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент
Якутск
тел.: +7 (924) 593 93 00
Список литературы
1. Сабанина Н.Р. Образование человеческого и социального капиталов // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 2. С. 102.
2. Кирьякова А.В., Мороз В.В. Развитие аксиокреативного потенциала преподавателя иностранного языка неязыкового вуза [Электронный ресурс] // Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагога будущего: материалы Международного научно-практического форума (Москва, 6–7 дек. 2019 г.) URL: file:///C:/Users/User/Downloads/544ce268-244e-4e16-82b3-00264f5023e8.pdf (дата обращения 9.09.2022).
3. Ушакова Н.Н. Индивидуальный подход в процессе формирования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. Наук: 13.00.01: Курган, 1998. 140 c. URL: https://nauka-pedagogika.com/viewer/7801/d?#?page=1 (дата обращения: 04.10.2022).
4. Кирьякова А.В. Аксиологические императивы университетского образования в контексте глобализации // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 8. С. 93–94.
5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 (с изменениями и дополнениями), редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020: официальный сайт. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf. (дата обращения: 20.12.2021).
6. Профессиональный стандарт «Педагог» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: https://school139.edusite.ru/DswMedia/professional-nyiy-standart_pedagog.pdf (дата обращения: 30.09.2022).
7. Константинова Л.Н. Педагогические условия развития ориентации будущего учителя на взаимодействие «учитель – родители»: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 1999. 23 с.
8. Андреева М.П., Егорова К.Е. Особенности организации практик будущих учителей химии [Электронный ресурс] // Приоритеты в современном естественно-научном образовании: проблемы и перспективы: сборник тезисов Всероссийского научно-образовательного форума с международным участием (22–26 нояб. 2021 г., г. Якутск) / гл. ред. К.Е. Егорова. Якутск: СВФУ, 2021. 535 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47428147&pff=1 (дата обращения: 5.10.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Егорова А.Е., Андреева М.П. Ценностно-креативный подход в подготовке будущего учителя естественника на современном этапе. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(4):118-126. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-118-126
For citation:
Egorova A.E., Andreeva M.P. A value-oriented creative approach to a future science teacher training at the present stage. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(4):118-126. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-118-126