Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения в вузе
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-86-91
Аннотация
В данной статье рассматриваются психолого-педагогические особенности дистанционного обучения в вузе, а также направления и проблемы организации образовательного процесса в условиях противодействия коронавирусной инфекции в вузах России. Актуальность проблемы аргументируется тем, что в настоящее время возникла такая необходимая форма обучения, как дистанционная, и в современных условиях она наиболее востребована и перспективна. Основное внимание в статье обращено на внедрение дистанционных образовательных технологий, где онлайн-обучение рассматривается как неотъемлемая составляющая стройной системы образования, характеризующаяся рядом особенностей. В ходе исследования решались задачи: установить проблемы, обусловленные дистанционным форматом обучения; проанализировать данные и определение алгоритма решения задач, и выработку рекомендаций, направленных на формирование психологически комфортных условий для обучающихся в рамках дистанционного обучения; установить алгоритм, который нацелен на выявление и изучение психологических трудностей, возникающих в процессе дистанционного обучения.
Методология исследования основывалась на применении анкетирования, целью которого было выявление и изучение психологических проблем, возникающих в процессе дистанционного обучения.
На основе анализа данных был сделан вывод, что большинство студентов желают продолжить обучение в традиционно привычной форме, которая является более эффективной при восприятии информации, усвоении материала и отработке необходимых умений и навыков.
Также авторами были предложены рекомендации преподавателям и обучающимся, направленные на уменьшение дискомфорта в процессе занятий в онлайн-формате.
Об авторах
Ф. Г. ЛовпачеРоссия
Ловпаче Фатима Гучипсовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедры философии, социологии и педагогики
Майкоп
тел.: +7 (918) 420 79 56
Б. К. Пафифова
Россия
Пафифова Бэла Казбековна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии, социологии и педагогики
Майкоп
+7 (918) 227 54 17
Список литературы
1. Ендовицкий Д.А., Чупандина Е.Е. В ответ на требования времени: организация образовательного процесса в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 3. С. 5–12.
2. Заводчикова Н.И., Плясунова У.В., Суворова М.А. Использование системы дистанционного обучения MOODLE для организации самостоятельной работы студентов дневной формы обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 4. С. 170–174.
3. Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf (дата обращения: 30.03.2021).
4. Перминова Л.М. Цифровое образование в контексте теории и практики // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2020. № 42. С. 19–25.
5. Ячина Н.П., Фернандез О.Г.Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 134–138.
Рецензия
Для цитирования:
Ловпаче Ф.Г., Пафифова Б.К. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения в вузе. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(2):86-91. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-86-91
For citation:
Lovpache F.G., Pafifova B.K. Psychological and pedagogical features of distance learning at a university. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(2):86-91. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-86-91