ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Представленное исследование затрагивает вопросы возникновения, функционирования и ликвидации советов народного хозяйства. В работе показаны основные причины, послужившие сигналом к началу структурной децентрализации системы управления, а также факторы, обусловившие обратный процесс.
Методологической основой данной статьи является подход на основе применения принципа историзма. Представленный принцип позволяет анализировать процессы в соответствии с конкретной исторической обстановкой в их диалектической взаимосвязи. Применение принципа историзма требует исследования любой составляющей исторического процесса в ее развитии. Руководствуясь этим принципом, автор стремился показать трансформацию системы управления промышленностью СССР в 1957–1964 годы. Рассматриваемый принцип использовался в совокупности с методами научного познания. В работе над статьей автором использовались такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, дедукция и абстрагирование.
Показана относительная эффективность полученных реформ. В то же время структурные изменения в системе управления не смогли придать взрывной характер росту промышленной сферы. Причины свертывания совнархозов крылись не столько в волюнтаризме или в организационных проблемах, сколько в отсутствии единой системы децентрализованного управления. Под лозунгами территориального управления в реальной практике сохранялось отраслевое централизованное управление. К тому же и сама система, будучи инертной на всем протяжении реформ, шла по пути укрепления ведомственного-отраслевого управления.
Настоящая статья рассматривает вопросы особенностей антифашистской борьбы в Ак-Шеихском районе Крымской АССР в годы Великой Отечественной войны и помощь патриотов разведке 51-й армии 4-го Украинского фронта.
Цель настоящей статьи заключается в анализе вышеуказанных научных проблем на основании ранее неопубликованных документов из фондов муниципального архива Администрации Раздольненского района, Государственного архива Республики Крым и Ялтинского историко-литературного музея.
Методы исследования: источниковедческий, историко-типологический, ретроспективный, статистический и биографический.
Автор акцентирует внимание на проблеме организации подпольного движения на территории Ах-Шеихского района с середины 1942 г., на роли уполномоченного Крымского обкома ВКП (б) А.А. Михайлова в объединении разрозненных подпольных групп в целостную сплоченную структуру, анализе деятельности подпольщиков Ак-Шеихского района, на установлении контактов патриотами Ак-Шеихского района с разведывательными структурами 51-й армии 4-го Украинского фронта (конец 1943 г. – начало 1944 г.).
В ходе исследования автором выявлены прежде не публиковавшиеся в открытом доступе материалы о деятельности подпольщиков на территории Ах-Шеихского, Лариндорфского, Красно-Перекопского районов Крымской АССР. Отмечен вклад подпольщиков в общее дело антифашистской борьбы, а также создание условий к успешному освобождению полуострова от немецко-румынской оккупации весной 1944 г.
В данной работе на основании материалов церковных метрических книг Градо-Тюменской Успенской церкви г. Тюмени Тюменского уезда Тобольской губернии анализируются особенности брачного поведения и прослеживается динамика распределения браков в городе Тюмени в 1863–1867 гг., чтобы выяснить, как и с какой интенсивностью происходили изменения в традиционных ценностях добрачного и брачного поведения на данной территории, что является актуальным, поскольку без всестороннего анализа динамики распределения браков и выявления особенностей брачного поведения невозможно полно представить социально-экономическую эволюцию города Тюмени как крупнейшего и важнейшего торгово-промышленного центра России за Уралом. В работе с точки зрения современных методологических принципов гендерных исследований рассмотрены различные стороны брачного поведения жителей города Тюмени Тобольской губернии во второй половине XIX в., изучены ситуации со вторичными и последующими браками, межсословными браками, браками с переселенцами. Также изучено положение вдовых солдаток и их привлекательности в качестве невест на территории Тюменского уезда и выявлены причины заключения браков с большой разницей в возрасте в пользу невесты. Делается вывод об особенностях брачного поведения и параметрах распределения свадеб в течение года, возраста вступления в брак и социального происхождения брачующихся.
В современном мире при возрастающем интересе к развитию художественной культуры, появляется много новых произведений литературы и искусства. В этом контексте изучение истории отдельных аспектов дагестанской культуры (литературы и искусства и т.д.) является сегодня актуальным и это изучение должно осуществляться в неразрывной связи развития дагестанской многонациональной культуры в целом. В этой связи актуальной представляется и проблема женской литературы и «женского образа» в ней.
В статье используются специальные монографические исследования и материалы средств массовой информации и ставятся задачи рассмотреть некоторые аспекты женского литературного творчества, показать место женской литературы и «образ женщины» в дагестанской литературе в 1950-е гг., рассмотреть гендерное различие в освещении женской темы. В заключении автор отмечает, что одной из главных тем в дагестанской литературе в послевоенные и 1950-е гг. был образ положительного героя. Тема Великой Отечественной войны была слишком близкой и тяжелой, она нашла отражение и в произведениях женщин-поэтесс. Дагестанские поэты и писатели уделяли особое внимание освещению тяжелой судьбы женщины-горянки, активно боровшейся за свободное будущее и желание активно участвовать в общественно-политической и культурной жизни республики.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью качественного кадрового обеспечения морской индустрии, дальнейшего развития сотрудничества с работодателями, повышения качества профессиональной языковой подготовки курсантов морского вуза, постоянного профессионального роста, проверки и оценки профессиональных знаний.
Проблема исследования заключается в том, каким образом новые интегрированные модели обучения курсантов морского вуза будут способствовать повышению качества профессиональной языковой подготовки.
Целью исследования является обоснование необходимости актуализации идей и определение перспектив повышения качества профессиональной языковой подготовки в морском вузе, влияющих на формирование профессиональной компетентности инженера-судоводителя в условиях успешной реализации электронной информационно-образовательной среды.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Опытно-экспериментальной базой выступил Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова.
Результаты исследования: описаны уже реализуемые морским вузом идеи повышения качества языковой подготовки, а именно, использование информационно-коммуникационных технологий в смешанном обучении; выявлены проблемы реализуемых идей повышения качества языковой подготовки; представлены актуализированные идеи и перспективы повышения качества профессиональной языковой подготовки в морском вузе.
Ключевые выводы: для качественного кадрового обеспечения морской индустрии необходимо актуализировать идеи и перспективы повышения качества языковой подготовки курсантов морского вуза в условиях успешной реализации электронной информационно-образовательной среды на основе комплексного подхода к процессу взаимодействия языковой и профессиональной подготовки с применением симуляционных моделей обучения.
Актуальность темы исследования определяется повышенным интересом к проблеме одаренности, факторам, способствующим развитию и самореализации одаренных обучающихся. Перспективным направлением в работе с одаренными обучающимися выступает сетевое взаимодействие, которое проявляется в интеграции деятельности различных организаций. Проблема исследования заключается в разработке подходов к организации проектной и исследовательской деятельности одаренных детей на основе сетевого взаимодействия. Цель исследования состоит в создании модели организации исследовательской и проектной деятельности одаренных обучающихся на основе сетевого взаимодействия. В ходе исследования применялись следующие методы: изучение литературы и результатов деятельности, анализ, синтез, обобщение, моделирование. В ходе исследования разработаны принципы образовательной системы работы с одаренными детьми, основанной на сетевом взаимодействии: системность; согласованность действий; многоуровневость, многофункциональность; доступность условий и услуг; непрерывность; адресная ориентация образовательных услуг; открытость и информированность; адекватность образовательных услуг. Сформулированы выводы о том, что механизмом, обеспечивающим сетевое взаимодействие в работе с одаренными детьми, может стать сетевое наставничество, основанное на формировании «развивающей сети». Общие элементы для «развивающей сети» – это ценности и смыслы, проблематика исследований, принципы и механизмы и др. Продуктивным способом организации исследовательской деятельности одаренных учащихся является сетевой проект. Его основу составляет актуальная проблема, интересная всем категориям участников. Продуктом совместной исследовательской деятельности является не только сам проект, но и навыки научной коммуникации, которые приобретают одаренные дети в процессе работы над ним.
В настоящее время в условиях модернизации образовательной системы современный учитель не может состояться без знаний возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Как показывают работы отечественных исследователей [1; 3; 5], данные технологии на уроках математики позволяют значительно увеличить эффективность обучения. Однако в системе образования опыт использования частной компоненты ИКТ – локальных вычислительных сетей (ЛВС) не столь продолжительный, как, например, на предприятиях [9]. На основании вышесказанного определена проблема исследования: формирование методики применения ЛВС в процессе обучения математике. Это определило цель нашего исследования: раскрыть возможности применения ЛВС в процессе обучения математике в школе. Для достижения поставленной цели нами проведен анализ работ, посвященных проблемам применения информационных технологий в обучении математике, и констатирующий эксперимент в МБОУ Лицей № 35 г. Ставрополя по выявлению возможностей применения ЛВС. В ходе исследования мы применяли анализ, синтез и систематизацию материала по проблеме применения ЛВС в образовании, анкетирование и беседы с учителями.
На основе анализа литературы по проблеме исследования и проведенного констатирующего эксперимента авторами классифицированы средства ЛВС по методическому назначению, приведены возможности и требования к применению локальной сети в обучении математике на ступенях основного и среднего общего образования. Наряду с этим в статье раскрыта востребованность применения ЛВС на ступенях основного и среднего общего образования.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности расширило возможности лингводидактических услуг, в том числе и в процессе изучения латинского языка. Цифровые образовательные ресурсы изменили качество жизни в контексте глобализации посредством предоставления новых возможностей доступа к цифровым ресурсам мировых библиотек, активного использования лингводидактического потенциала преподавания латинского языка ведущих учебных заведений и практиков. Это особым образом актуализирует представленное исследование, проблема которого состоит в раскрытии образовательного потенциала интернет-среды как драйвера изучения латинского языка.
Цель исследования: обосновать возможность использования ресурсов сети интернет как средства лингводидактики при изучении латинского языка. Для достижения сформулированной цели применялась совокупность методов исследования: анализ научных исследований по изучаемой проблеме, обобщение информационных источников в сети интернет, систематизация, классификация, методы наглядного представления.
Результаты и ключевые выводы: проведен обзор спектра образовательных интернет-ресурсов, которые можно использовать с целью изучения латинского языка; проанализирован дидактический потенциал ресурсов сети интернет по латыни; описаны преимущества компьютерной лингводидактики для изучения латинского языка.
Результаты исследования расширяют представления о лингводидактических услугах в сети интернет на примере латинского языка, что в целом расширяет теорию и методику преподавания. Предложенная классификация образовательных интернет-ресурсов может применяться в педагогической деятельности преподавателей латинского языка.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью серьезного теоретического осмысления динамично развивающихся видов визуального медиаконтента, к числу которых относится интерактивная инфографика. Студентам-медикам необходимо визуально структурировать, представить и запомнить алгоритм опроса пациента. Создание подобных текстов предоставляют благоприятные условия для реализации принципов наглядности и коммуникативности. Одним из практических методов такого мультимедийного текста может стать учебно-методический кластер по теме «Стенокардия», предназначенный для обучения иностранных студентов медицинских вузов, который помогает формировать и развивать необходимые навыки и компетенции будущих студентов-медиков. Проблема исследования заключается в обосновании интерактивной карты «Опрос пациента» как приема обучения студентов-медиков.
Цель исследования: создание интерактивной инфографики, направленной на систематизацию и закрепление знаний студентов-медиков раздела «Опрос пациента».
Методы исследования. В статье описывается практический опыт создания интерактивной инфографики для студентов лечебного факультета 2–3 курсов раздела «Опрос пациента» (на примере заболевания Стенокардия).
Результаты исследования. I информационный блок представляет собой перечень запрашиваемой врачом информации у пациента. II блок – кластер лексико-грамматических информационных материалов. III блок включает в себя вопросительные конструкции к каждому тематическому блоку и варианты ответов пациента.
Ключевые выводы. Доминирование визуальной информации оказывает содержательное и структурное воздействие как на образовательную сферу, так и на психологию обучающегося. Владеющий коммуникативными технологиями врач способен создать комфортную для пациента обстановку доверия и взаимного уважения, решить профессиональную задачу – эффективно провести диагностику заболевания. Результатом обучения языку специальности должны стать устойчивые знания, умения и навыки общения в учебно-научной и учебно-профессиональной сферах с дальнейшим выходом в профессиональную речь врача.
В данной статье рассматриваются психолого-педагогические особенности дистанционного обучения в вузе, а также направления и проблемы организации образовательного процесса в условиях противодействия коронавирусной инфекции в вузах России. Актуальность проблемы аргументируется тем, что в настоящее время возникла такая необходимая форма обучения, как дистанционная, и в современных условиях она наиболее востребована и перспективна. Основное внимание в статье обращено на внедрение дистанционных образовательных технологий, где онлайн-обучение рассматривается как неотъемлемая составляющая стройной системы образования, характеризующаяся рядом особенностей. В ходе исследования решались задачи: установить проблемы, обусловленные дистанционным форматом обучения; проанализировать данные и определение алгоритма решения задач, и выработку рекомендаций, направленных на формирование психологически комфортных условий для обучающихся в рамках дистанционного обучения; установить алгоритм, который нацелен на выявление и изучение психологических трудностей, возникающих в процессе дистанционного обучения.
Методология исследования основывалась на применении анкетирования, целью которого было выявление и изучение психологических проблем, возникающих в процессе дистанционного обучения.
На основе анализа данных был сделан вывод, что большинство студентов желают продолжить обучение в традиционно привычной форме, которая является более эффективной при восприятии информации, усвоении материала и отработке необходимых умений и навыков.
Также авторами были предложены рекомендации преподавателям и обучающимся, направленные на уменьшение дискомфорта в процессе занятий в онлайн-формате.
Статья посвящена изучению теоретико-методологических основ обучения иностранному языку как фактора формирования профессиональной компетентности студентов – будущих экономистов. Автором обосновывается актуальность и значимость темы исследования в контексте перспектив социального запроса на специалистов экономической сферы. Рассматриваются навыки, формирование и развитие которых необходимо для удовлетворения данного запроса, уточняется модель «навыков будущего». Отмечается, что для инициации и фундирования данной модели, выражающей полноценную («закрытую») профессиональную компетентность обучающихся – будущих экономистов, существует необходимость в формировании дополнительного, «третьего навыка» – овладения иностранным языком (англ. foreign language skill). Проблема, таким образом, заключается в необходимости подбора адаптивного и эффективного, вне зависимости от принятого в образовательной организации формата обучения, методологического подхода (модели методологии преподавания). Целью настоящего исследования является выбор наилучшей альтернативы и ее аргументация. Для достижения данной цели использовались следующие методы исследования: общенаучные (диалектический, анализа и синтеза имеющихся литературных данных, сравнения и аналогии, аннотирование, конспектирование и реферирование информации, полученной из современных научных источников), специальные (системный, сравнительного анализа и проч.). Результаты исследования показывают, что в качестве наиболее оптимальной методологии обучения иностранному языку как фактора формирования профессиональной компетентности студентов – будущих экономистов – является методология обучения на основе задач (англ. task-based learning, TLB).
В представленной работе приводится теоретическое и практическое обоснование эффективности применении метода проектов при обучении студентов строительных специальностей в техническом вузе. Актуальность исследования детерминирована изменениями темпов и парадигм жизни социума, трансформацией запросов обучающихся и работодателей, на что приходится отвечать высшей школе, изыскивая инновационные методики применительно к профессиональному образованию. Целью исследования явилось доказательство эффективности применения метода проекта при обучении по дисциплине «Иностранный язык» применительно к строительным специальностям посредством теоретического обобщения материала по выбранной теме; авторами также ставилась цель доказать, что описанная методика помогает обучающимся лучше ориентироваться в будущей профессии? так как метод проекта призван соединить теоретическую и практическую составляющие образовательного процесса. Авторами был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по выбранной тематике, что и легло в основу метрологии данного исследования; при помощи эмпирических и теоретических методов исследования авторам удалось обосновать релевантность применения проектной методики в высшей школе, а также при помощи количественных, статистических методов обработки данных математически доказать заявленную в гипотезе эффективность технологии метода проекта, отметить универсальность технологии и возможность встраивания в любое образовательное поле.
В настоящее время велика значимость цифровых образовательных ресурсов в контексте цифровой экономики. Цифровые образовательные технологии сегодня выполняют роль серьезного драйвера, ведущего к конструктивным переменам в сфере института образования в направлении его качественной модернизации. Цифровая перестройка сферы образования детерминировала появление и продвижение актуальных образовательных технологий как средства адаптации учебных заведений к меняющимся условиям внешней среды. Это особым образом актуализировало тему данной статьи, проблема которой заключается в раскрытии актуальных образовательных технологий в условиях цифровой образовательной среды. Цель работы: на основе анализа научных данных, а также собственного опыта раскрыть актуальные образовательные технологии в условиях цифровой образовательной среды. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, обобщение. Результаты: рассмотрена проблема применения цифровых технологий в физической культуре и спорте; обозначены основные тенденции в области образовательных технологий в отрасли физической культуры и спорта; описаны функции EdTech как актуальных цифровых инструментов в учебной деятельности. Заключение: развитие отрасли физической культуры и спорта неразрывно происходит во взаимодействии с развитием цифровой индустрии; цифровые образовательные технологии отчасти способствуют решению ряда проблем: мотивируют к занятиям физической культурой и спортом, конкурентной спортивной борьбе; повышают информированность спортсменов при помощи широкого спектра цифровых систем поддержки принятия решения; позволяют организовывать режим дня, индивидуальные тренировки; проводить мониторинг тренировочного процесса и др.
В настоящее время отечественная педагогическая наука вновь встала перед сменой образовательной парадигмы. Одни из самых серьезных изменений затронули индустрию туризма и гостеприимства, что в совокупности с трансформацией отечественного образовательного пространства ставит новые вопросы в системе подготовки кадров для отрасли в рамках высшего образования.
Цель исследования: определить основные изменения при переходе на новые образовательные стандарты в рамках укрупненной группы специальностей и направлений «Гостеприимство, сервис и оказание услуг». Для реализации указанной цели использовались следующие методы исследования: изучение научной литературы, анализ, обобщение, описание.
Результаты исследования: выявлено, что основной проблемой при переходе от одного поколения профильных образовательных стандартов к другому является изменение компетентности модели подготовки обучающегося. В процессе перехода на новые образовательные стандарты в рамках УГСН 42 «Гостеприимство, сервис и оказание услуг» отмечено изменение направлений подготовки, а также реализуемой компетентностной модели.
Ключевые выводы: российская система высшего образования и отрасль туризма стоят на пороге глобальных изменений, обусловленных запуском пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования, переходом от Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования поколения 3++ к стандартам 4-го поколения. Основной проблемой при переходе от одного поколения профильных образовательных стандартов к другому, напрямую влияющей на всю структуру подготовки кадров для отрасли туризма и гостеприимства, является изменение компетентности модели подготовки обучающегося.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В настоящее время институт семейно-брачных отношений претерпевает серьезные изменения, связанные с трансформационными процессами российского общества, отражением которых стала вариативность форм и моделей современной семьи, среди которых особой популярностью пользуется незарегистрированный брак.
В этих условиях происходит снижение значимости традиционных гендерных стереотипов, ведущее к пересмотру устоявшихся поведенческих норм и социальных ролей в семье, формирующих ценностно-мотивационные основы брака и особенности межличностного взаимодействия между партнерами.
Методы. Теоретической базой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, изучавших особенности гендерного ракурса в системе семейно-брачных отношений. Эмпирическую базу исследования составили труды российских социологов и результаты самостоятельного социологического исследования, проводившегося в рамках данной проблемы.
Результаты. Подтверждается тезис о том, что распределение социальных ролей между мужчиной и женщиной в незарегистрированном браке носит противоречивый характер, определивший особенности гендерного дисплея, существенно отличающегося от традиционной системы межличностного взаимодействия в семье.
Практическая значимость. Проведенное исследование подтверждает необходимость создания комплексной системы знаний о семье, подготовки подрастающего поколения к будущим семейно-брачным отношениям.
Регулирование экологических проблем становится неотъемлемой деятельностью для сохранения человеческой жизни. Негативное воздействие fashion-индустрии на окружающую среду носит возрастающий характер. В статье приведены результаты эмпирического исследования, проведенного авторами с использованием метода опроса весной 2023 года, направленного на изучение отношения современной российской студенческой молодежи к влиянию fashion-индустрии на экологию. Объект исследования: молодые люди, обучающиеся очно в российских вузах. Рассматриваются вопросы вовлеченности молодых людей в потребление продукции fashion-индустрии; ориентации молодежи на экологические обещания fashion-брендов при выборе товаров; учета ценовых факторов при принятии решения о покупке товаров fashion-индустрии; представления молодых россиян об экологичных и неэкологичных брендах; вопросы осознания пагубности воздействия fashion-индустрии на экологию; готовности изменения молодыми людьми своих потребительских привычек для того, чтобы снизить негативное влияние индустрии моды на окружающую среду; вопросы необходимости следования социальным практикам, связанным с экологическими принципами в контексте потребления продукции fashion-индустрии в повседневной жизни. Сделан вывод о необходимости разработки коммуникационных кампаний, ориентированных на целевую аудиторию молодых людей, в рамках которых будут освещаться вопросы экологичных практик, экологичного поведения, раскрываться последствия негативного влияния fashion-индустрии на экологию.
Миграция является одной из важнейших проблем современного общества и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный социальный процесс, затрагивающий многие стороны общественной жизни. На сегодняшний день миграция приобрела глобальный уровень, так как характер миграционных процессов, а именно ее масштаб, является основным признаком глобализации. Миграционные процессы оказывают влияние на все сферы общественной жизни стран и регионов, в результате чего они накладывают отпечаток в политической, социальной-экономической и культурно-психологической сферах. В результате, современные страны сталкиваются с целым рядом последствий как положительных, так и отрицательных. Изучение влияния миграции на жизнь и развитие общества в совокупности ее отрицательных и положительных последствий является актуальной как на уровне глобального масштаба, так и на уровне отдельных регионов нашей страны.
Объектом исследования в статье являются миграционные процессы современного мира в условиях глобализации. Субъектом исследования выступают последствия миграционных процессов в европейских странах и российском государстве. Целью статьи является анализ новой миграционной ситуации в мире и выявление ее тенденций.
Актуальность темы исследования. Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в ряду приоритетных задач, стоящих перед государством и системой образования, провозглашены крепкая семья, высокие нравственные идеалы и сохранение традиционных семейных ценностей. Поэтому формирование ответственного отношения к созданию и сохранению семьи, осознанному родительству являются одной из ключевых проблем, стоящих перед системой образования.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью к подготовке детей-сирот к семейной жизни и недостаточными теоретическими и практическими знаниями по проектированию и реализации технологии социальной работы для решения этой задачи.
Проблема исследования – выявление теоретико-методологических основ проектирования и реализации технологии социальной работы по подготовке детей-сирот к семейной жизни.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать технологию социальной работы по подготовке детей-сирот к семейной жизни. Достижение цели осуществлялось посредством применения следующих методов исследования: анализ, проектирование, описание, методы математической статистики, анкетирование.
Результаты исследования позволили сделать ключевые выводы: материнская депривация у детей-сирот является основным фактором неготовности к семейной жизни; социальная работа по подготовке детей-сирот к семейной жизни должна носить комплексный характер и реализуется в виде технологии, включающей диагностический, организационный, формирующий и заключительный этапы.
В работе проведен анализ основных вопросов индивидуализации, самоактуализации личности и возвращения к моральным и религиозным основам. Рассмотрен процесс осознания себя и возврата к морально-нравственным традициям в ключе основных верований как выход из сложной ситуации, вызванной пандемией. Переход от индивидуализации через самоактуализацию личности к основным базисным нравственным установкам и к религии, которая исторически выступает одной из основных хранительниц традиционных человеческих ценностей. Особое внимание уделено внешним вызовам пандемии COVID-19 и связанными с ней процессами изоляции, разобщенности социума, усиления страхов, тревожности, нарастающего недоверия и негативности мышления. Ответом на подобные реалии стало усиление интереса определенной части общества к религиозной тематике. В то же время, сама религиозная жизнь и практика также претерпели значительные изменения под влиянием ковидных ограничений и глобальных политико-экономических и психологических трансформаций социума. Подобный опыт обращения к религиозной сфере в тяжелые периоды жизни имеет огромное значение для сохранения базисных устоев исторической, культурной и этнической идентичности.