Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Организация исследовательской деятельности одаренных детей на основе сетевого взаимодействия

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-55-62

Аннотация

Актуальность темы исследования определяется повышенным интересом к проблеме одаренности, факторам, способствующим развитию и самореализации одаренных обучающихся. Перспективным направлением в работе с одаренными обучающимися выступает сетевое взаимодействие, которое проявляется в интеграции деятельности различных организаций. Проблема исследования заключается в разработке подходов к организации проектной и исследовательской деятельности одаренных детей на основе сетевого взаимодействия. Цель исследования состоит в создании модели организации исследовательской и проектной деятельности одаренных обучающихся на основе сетевого взаимодействия. В ходе исследования применялись следующие методы: изучение литературы и результатов деятельности, анализ, синтез, обобщение, моделирование. В ходе исследования разработаны принципы образовательной системы работы с одаренными детьми, основанной на сетевом взаимодействии: системность; согласованность действий; многоуровневость, многофункциональность; доступность условий и услуг; непрерывность; адресная ориентация образовательных услуг; открытость и информированность; адекватность образовательных услуг. Сформулированы выводы о том, что механизмом, обеспечивающим сетевое взаимодействие в работе с одаренными детьми, может стать сетевое наставничество, основанное на формировании «развивающей сети». Общие элементы для «развивающей сети» – это ценности и смыслы, проблематика исследований, принципы и механизмы и др. Продуктивным способом организации исследовательской деятельности одаренных учащихся является сетевой проект. Его основу составляет актуальная проблема, интересная всем категориям участников. Продуктом совместной исследовательской деятельности является не только сам проект, но и навыки научной коммуникации, которые приобретают одаренные дети в процессе работы над ним.

Об авторе

В. С. Запалацкая
Государственный университет просвещения
Россия

Запалацкая Вероника Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник

г. Москва



Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. О понятии «одаренность» // Образование личности. 2020. № 3/4. С. 52–61.

2. Запалацкая В.С. Сетевое взаимодействие как механизм развития региональной системы работы с одаренными детьми // Вестник РМАТ. 2018. № 4. С. 62–68.

3. Обухов А.С., Рытикова Н.А. «Парк онлайн»: вовлечение школьников в поисковую активность и исследовательскую деятельность в ситуации дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Исследователь. 2020. № 3. Режим доступа: https://issledovatel.pro/zhurnal-issledovatel/issledovatel-3-2020/park-onlayn-vovlechenie-shkolnikov-v-poiskovuyuaktivnosti-issledovatelskuyu-deyatelnost-v-situatsi/ (дата обращения 23.05.2023).

4. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Юрайт, 2019. 334 с.

5. Сергеева Т.Ф. Образовательная среда как пространство самореализации одаренного ребенка // Психология творчества и одарённости: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 20–21 апр. 2018 г.) / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: МПГУ, 2018. С. 26–31.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М.: Юрайт, 2019. 334 с.

7. Шумакова Н.Б. К вопросу профессиональной подготовки педагогов для работы с одаренными детьми [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 2. C. 97–105.

8. Global Talent Mentoring [Electronic resource]. URL: https://globaltalentmentoring.org/.

9. Rimm S.B., Siegle D.B., Davis G.A. Education of the Gifted and Talented. Boston: Pearson, 2018. 460 p.

10. Development of student entrepreneurial competence using the resources of social partnership / Sergeeva T. [et al.] // Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021. С. 2005.


Рецензия

Для цитирования:


Запалацкая В.С. Организация исследовательской деятельности одаренных детей на основе сетевого взаимодействия. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(2):55-62. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-55-62

For citation:


Zapalatskaya V.S. Organization of research activities of gifted children based on network interaction. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(2):55-62. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-55-62

Просмотров: 77


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)