Методология обучения иностранному языку как фактора формирования профессиональной компетентности студентов – будущих экономистов
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-92-98
Аннотация
Статья посвящена изучению теоретико-методологических основ обучения иностранному языку как фактора формирования профессиональной компетентности студентов – будущих экономистов. Автором обосновывается актуальность и значимость темы исследования в контексте перспектив социального запроса на специалистов экономической сферы. Рассматриваются навыки, формирование и развитие которых необходимо для удовлетворения данного запроса, уточняется модель «навыков будущего». Отмечается, что для инициации и фундирования данной модели, выражающей полноценную («закрытую») профессиональную компетентность обучающихся – будущих экономистов, существует необходимость в формировании дополнительного, «третьего навыка» – овладения иностранным языком (англ. foreign language skill). Проблема, таким образом, заключается в необходимости подбора адаптивного и эффективного, вне зависимости от принятого в образовательной организации формата обучения, методологического подхода (модели методологии преподавания). Целью настоящего исследования является выбор наилучшей альтернативы и ее аргументация. Для достижения данной цели использовались следующие методы исследования: общенаучные (диалектический, анализа и синтеза имеющихся литературных данных, сравнения и аналогии, аннотирование, конспектирование и реферирование информации, полученной из современных научных источников), специальные (системный, сравнительного анализа и проч.). Результаты исследования показывают, что в качестве наиболее оптимальной методологии обучения иностранному языку как фактора формирования профессиональной компетентности студентов – будущих экономистов – является методология обучения на основе задач (англ. task-based learning, TLB).
Об авторе
А. А. ПшихачеваРоссия
Пшихачева Ася Аслановна, кандидат экономических наук, старший преподаватель
Москва
тел.: +7 (926) 3931656
Список литературы
1. Абрамов А. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке. – 30.09.2020 [Электронный ресурс] // Портал «РБК. Тренды». Секция: «Образование». URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5e728cbc9a79476476f6eb4e (дата обращения: 10.02.2023).
2. Боголепова С.В. Современные подходы к обучению иностранному языку: общее и частное // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. 2020. Т. 13, № 2. С. 168–189.
3. Игна О.Н. Кейс-технология в методической подготовке учителей иностранных языков // Вестник ТГПУ. 2022. № 4 (222). С. 168–175.
4. Идрисов А.Б. Будущее рабочих мест и компетенций: [презентация]. М.: Strategy Partners, 2021. 10 с.
5. Костюкович Е.Ю. Кейс-метод в обучении английскому языку в строительном ВУЗе // Современное педагогическое образование. 2023. № 1. С. 158–161.
6. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Лошкарева Е. [и др.]: доклад. М.: Ворлдскиллс Россия, 2020. 93 с.
7. От первого лица. «Только в команде можно достичь результата» // Рынок труда. Тематическое приложение к ежедневной деловой газете «РБК». 2021. № 11 (3300). С. 2–12.
8. Работодатели оценили уровень подготовки выпускников вузов. 07.09.2021 [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/09/07/rabotodateli-ocenili-urovenpodgotovkivypusknikov-vuzov.html (дата обращения: 10.02.2023).
9. Смотрин А.Р. Низкий уровень развития практических навыков выпускников вузов: риск и проблема // Образовательный процесс. 2019. № 1 (12). С. 11–16.
10. Тестов В.А. О понятии педагогической̆ парадигмы // Образование и наука. 2012. № 1 (9). С. 5–14.
11. Утяганова Д.М., Абрамов Е.Г. Какие качества необходимы студентам для успешного трудоустройства: позиция работодателей в 2021 г. // Экономика труда. 2021. Т. 8, № 12. С. 1485–1500.
12. Хуторской А.В. Пять уровней метапредметности // Народное образование. 2017. № 8 (1464). С. 69–80.
13. Ellis R. Task-based research and language pedagogy // Language Teaching Research. 2000. № 4. P. 193–220.
14. Nunan D. Task-based Language Teaching. Cambridge: CUP, 2004. 240 p.
15. Willis D., Willis J. Doing Task-Based Teaching. Oxford: Oxford University Press, 2007. 294 p.
Рецензия
Для цитирования:
Пшихачева А.А. Методология обучения иностранному языку как фактора формирования профессиональной компетентности студентов – будущих экономистов. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(2):92-98. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-92-98
For citation:
Pshikhacheva A.A. Methodology of teaching a foreign language as a factor in the formation of professional competence of students – future economists. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(2):92-98. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-92-98