Принципы развития российской культурной идентичности студентов вуза на занятиях иностранного языка
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-75-83
Аннотация
Актуальность. В условиях усиливающейся геополитической напряженности в мире развитие российской культурной идентичности студентов на занятиях по иностранному языку приобретает особую значимость. Современное российское общество нуждается в компетентных, творческих и активных специалистах, подготовка которых не будет актуальной и достаточной без овладения ими знаниями не только о культуре стран изучаемого языка, но и о собственной культуре. В сложившейся ситуации иностранный язык имеет приоритетное значение как средство межкультурной коммуникации и обобщения духовного наследия стран и народов изучаемого и родного языков. Проблема исследования: каковы принципы развития российской культурной идентичности, способствующие формированию иноязычной коммуникативной компетенции? Цель исследования: обосновать реализацию принципов развития российской культурной идентичности студентов технического вуза на занятиях иностранного языка, способствующих формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Методы исследования: педагогическое наблюдение, изучение психолого-педагогической литературы, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, оценивание, изучение опыта работы преподавателей высших учебных заведений. Результаты исследования: определена роль иностранного языка в формировании российской культурной идентичности студентов; сформулированы принципы развития российской культурной идентичности студентов на занятиях по иностранному языку в вузе и приведены примеры их реализации. Ключевые выводы: принципы этнокультурной направленности обучения и использования PR-технологий на занятиях иностранного языка, целью реализации которых является развитие российской культурной идентичности студентов в техническом вузе, способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
Об авторе
Н. В. РяполоваРоссия
Наталья Валерьевна Ряполова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук
г. Старый Оскол
тел. +7(908)7893308
Список литературы
1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИГЛОССА, 2000. – 165 с.
2. Горбачев А.В. Культурно-идентификационная роль языка в национальном измерении: социальный аспект [Электронный ресурс] // Гармонизация межнациональных отношений в условиях глобального общества: материалы VII Международной научно-практической конференции, XXVI Нижегородской сессии молодых ученых (гуманитарные науки). – М.: Перо, 2021. – С. 82–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48161988 (дата обращения: 28.06.2023).
3. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – 400 с.
4. Дмитриева Е.Н., Оберемко О.Г. Межкультурная и межэтническая коммуникация – основа подготовки лингвиста к межкультурному диалогу в процессе обучения в вузе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2020. Вып. 4 (52). – С. 127–142.
5. Коняхина Л.М., Яковлева Л.В. К вопросу формирования языковой личности в контексте профессионально-ориентированной иноязычной вузовской подготовки // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2021. Вып. 1 (53). – С. 123–136.
6. Коршунова Н.М. Этнокультурный потенциал иностранного языка в подготовке лингвистов // Современный учитель – взгляд в будущее: сборник научных статей. Ч. 1. Екатеринбург, 2022. – С. 177–178.
7. Лисенкова А. А. Особенности формирования российской культурной идентичности // Ценности и смыслы. 2018. № 2 (54). – С. 69–82.
8. Малютина Е.А., Оберемко О.Г. Проблема развития культурной самоидентичности при овладении иностранным языком взрослыми // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 460. – С. 202–212.
9. Пирожкова И. С., Тенихина А. С. Образ России в британских учебниках английского языка для русскоязычных обучающихся // Педагогическое образование в России. 2019. № 9. – С. 92–98.
10. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие для студентов, аспирантов и соискателей по спец. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». – М., 2000. – 262 с.
11. Adaskou K., Britten D., Fahsi B. Design decisions on the cultural content of a secondary English course for Morrocco. ELT Journal. 1990; 1 (44). рр. 3–10.
12. Canagarajah S. Resisting Linguistics [Electronik resuors] // Imperialism in English Teaching. Oxford, England: Oxford University Press. 1999. 216 р. URL: https://g.eruditor.one/file/3380526/ grant/ (дата обращения: 19.07.2023).
13. Dumitraskovic Т. Culture, Identity and Foreign Language Teaching And Learning // Journal of Foreign Language Teaching and Applied Linguistics. 2015; 2 (2): 251–257.
14. Fawwaz al-Abed al-Haq, Oqlah Smadi. Spread of English and Westernization in Saudi Arabia. World Englishes. 2007; 15 (3): 307–317.
15. Gunderson L. Voices of the teenage diasporas. Journal of Adolescent & Adult Literacy. 2000; 43(8): 692–706.
16. Pennycook A. The Cultural Politics of English as an International Language. Reissued in Routledge Linguistics Classics series by Routledge. 2017; 357 р.
17. Phillipson R.H.L. Linguistic Imperialism. Oxford University Press [Electronik resuors]. USA, 1992; 190 p. URL: https://g.eruditor.one/file/984023/ (дата обращения: 20.07.2023).
18. Syarilili A., Abd Rashid, Ruzai I. et al. English Language Textbooks and Portrayal of Culture: A content analysis. MATEC Web of Conferences. 2018; 150: 1–12.
19. Van Lier L. Agency in the classroom. In J. Lantolf & M. Poehner (Eds.), Sociocultural theory and the teaching of second languages. 2008; P. 163–186. URL: https://www.dilitformazioneinsegnanti.it/atti/2010-convegno-lecologia-dellapprendimento-linguistico/agency-in-the-classroom/ (дата обращения 19.07.2023).
20. Yamada M. The representation of race and ethnic relations in Japanese junior high school English language textbooks from 1987 to 2002. Ph.D. dissertation, Western Michigan University, United States -Michigan. Retrieved June 17, 2008; 194 p. URL: https://scholarworks.wmich.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=2008&context=dissertations ( дата обращения 21.07.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Ряполова Н.В. Принципы развития российской культурной идентичности студентов вуза на занятиях иностранного языка. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(3):75-83. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-75-83
For citation:
Ryapolova N.V. Рpinciples of developing the russian cultural identity of university students in foreign language classes. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(3):75-83. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-75-83