Онлайн-курсы в образовательном процессе вуза
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-64-73
Аннотация
В настоящее время контенты электронного обучения довольно прочно вошли в практическую деятельность преподавателей вузов. Немало исследований посвящено обоснованию возможностей дистанционного обучения как нового, отличного от традиционного, формата образования в эпоху цифровой революции.
Проблема исследования: повышение эффективности применения онлайн-курсов в образовательном процессе в вузе.
Цель исследования: обосновать возможности использования онлайн-курсов в образовательной практике вузов как актуального контента цифрового сервиса.
При достижении поставленной цели были использованы теоретические методы исследования (анализ, синтез, дифференциация, обобщение, описание), а также методы наглядной репрезентации.
Результаты исследования: на основе анализа соответствующих исследований авторами статьи было уточнено понятие «онлайн-курс», определено соотношение категорий «электронное обучение», «дистанционное обучение», «онлайн-обучение», рассмотрена модель структуры онлайн-курса; представлены преимущества применения онлайн-курсов для вуза; выявлены отрицательные и положительные стороны применения преподавателями онлайн-курсов в образовательном процессе, а также с учетом анализа накопленного в педагогической практике опыта представлены наиболее оптимальные варианты применения онлайн-курсов в вузе.
Ключевые выводы: под онлайн-курсом понимается контент электронного обучения, представляющий собой учебно-методический ресурс для ведения учебной деятельности по дисциплине; оптимальным является применение онлайн-курсов в смешанном формате (в сочетании с традиционной аудиторной работой); ориентация вузов на использование в образовательной практике онлайн-курсов соответствует актуальным мировым трендам в образовании.
Об авторах
С. А. БибаловаРоссия
Саида Аслановна Бибалова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики
г. Майкоп
тел.: +7(988)4777175
А. В. Леонтьева
Россия
Александра Владимировна Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии
г. Майкоп
тел.: +7(929)8622201
Список литературы
1. Кашина О.А., Устюгова В. Н., Архипов Р.Е. Онлайн-обучение как новая ступень развития вуза: применение системного подхода к анализу условий для изменения образовательной модели // Образовательные технологии и общество. 2019. Т. 22, № 2. – С. 3–16.
2. Bridging The Digital Divide: Measuring Digital Literacy / Chetty K. [et al.] // Economics Discussion Papers. 2017. № 69. URL https://www.researchgate.net/publication/320065530_Bridging_ the_digital_divide_measuring_digital_literacy (accessed October 2023).
3. Dumford A.D., Miller A.L. Online learning in higher education: exploring advantages and disadvantages for engagement // J Comput High Educ 30, 2018. P. 452–465.
4. Кутепов М.М., Иляшенко Л.К., Морозов Д.Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 1 (26). – С. 230–232.
5. Леонтьева А.В., Бибалова С.А., Хатит Ф.Р. Цифровая культура современного педагога как ресурс профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образовательного пространства // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 4. – С. 127–136.
6. Петелина М.А., Сатаев П.А. Массовые открытые онлайн-курсы как способ повышения конкурентоспособности вуза // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. – СПб.: СПбПУ Петра Великого, 2018. – С. 364–366.
7. Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И. Основные этапы проектирования и создания массовых онлайн-курсов // Опыт и перспективы онлайн-обучения в России: сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием. – Севастополь, 2018.– С. 58–63.
8. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 6. – С. 125–134.
9. Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Максимова К.А. Проектирование электронных учебных курсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 3 (28). – С. 57–59.
10. Уджуху И.А., Мешвез Р.К. Проектирование учебного процесса в вузе по дисциплине с использованием электронного учебного курса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022, Т. 14, № 4. – С. 137–145.
11. Бибалова С.А., Леонтьева А.В. Анализ опыта перехода на дистанционное обучение в системе вузовской подготовки в период пандемии (на примере ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» и ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет») // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 4. – С. 59–68.
12. Груздева О.А. Онлайн-курсы как часть образовательной среды: возможности, сильные и слабые стороны // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2018. № 1 (46). – С. 45–47.
13. Поддубная Т.Н. Электронный учебный курс как инновационная форма обучения в вузе // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2022. № 1. – С. 147–148.
Рецензия
Для цитирования:
Бибалова С.А., Леонтьева А.В. Онлайн-курсы в образовательном процессе вуза. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(4):64-73. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-64-73
For citation:
Bibalova S.A., Leontyeva A.V. Online courses in the educational process of a university. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(4):64-73. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-64-73