Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Наукометрический анализ развития отечественных диссертационных исследований, содержащих в названиях категорию «патриотическое воспитание»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-101-112

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена возросшим интересом и потребностью специалистов различных категорий в изучении проблем патриотического воспитания в современной социокультурной ситуации. Проблема исследования заключается в проведении наукометрического анализа диссертационных исследований, содержащих в названиях категории «патриотическое воспитание». Цель исследования: на базе наукометрического анализа диссертационных отечественных исследований показать основные направления научно-исследовательской деятельности по раскрытию содержания основной категории – «патриотическое воспитание». Задачи исследования: показать роль наукометрического анализа как количественной оценки характеристик диссертационных исследований, динамику представления проблем патриотического воспитания в заглавиях диссертаций, сделать выводы для дальнейшего изучения этой проблемы и определить возможности направления данной работы. Методологию исследования составила совокупность методов научного познания: наукометрического анализа, синтеза, обобщения. Результаты исследования. В статье на основе наукометрического метода рассматривается исследование диссертационных тем, содержащих в своем названии категорию «патриотическое воспитание», представленных в разделе «Авторефераты диссертаций» Единого электронного ресурса Российской государственной библиотеки, что позволило фиксировать заданные смысловые единицы изучаемого научно-педагогического содержания и проводить их наукометрический анализ, проектировать дальнейшие актуальные исследования. Ключевые выводы. Количественный анализ и содержательное наполнение представленных в статье тематических кластеров позволяет сделать вывод о том, что процесс обращения исследователей к данной проблематике не является интенсивным, упорядоченным и методологически обеспеченным, требует дальнейшего и всестороннего изучения в теоретико-методологическом и в практико-ориентированном поле.

Об авторах

П. П. Пивненко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Петр Петрович Пивненко, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики

 Ростов-на-Дону

тел.: +7(928)1222211



Н. П. Витенко
Центр развития и коррекции речи «Надежда»
Россия

Надежда Петровна Витенко, кандидат педагогических наук, директор

Батайск

тел.: +7(928)1746054 



Список литературы

1. Библиотека диссертаций и авторефератов России [Электронный ресурс]. URL: http//www. dslib.net/prof-obrazovanie.html (дата обращения: 02.08.2023).

2. Вырщиков А.Н. Динамика патриотизма в актуальном пространстве времени // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (125). – С. 8–13.

3. Вырщиков А.Н. Педагогический аспект понятия «патриотизм» как методология патриотического воспитания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 5 (69). – С. 8–11.

4. Вырщиков А.Н. Сущность понятия «патриотическая деятельность»: теоретические основания // Проблемы современного образования. 2019. № 5. – С. 96–101.

5. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография. – Волгоград: Авторское перо, 2006. – 172 с.

6. Вырщиков А.Н., Кусмарцев Н.Б. Стратегия научных исследований феномена патриотизма и патриотического воспитания молодежи. – Волгоград, 2007. – 140 с.

7. Концептуальная часть пятой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2024 годы» [Электронный ресурс] // Российский государственный историко-культурный центр при Правительстве РФ. URL: http://www.rosvoencentrrf.ru/obobshchennye-doklady/gosprogramma-pvg-rf-2021–204/kontseptualnaya-chast-programmy. php (дата обращения: 21.08.2023).

8. Миненко Е.Ю. Актуальность гражданско-патриотического воспитания на современном этапе // Молодой ученый. 2022. № 25 (420). – С. 321–323.

9. О российском движении детей и молодежи[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 261. URL: https://www.pnp.ru/law/2022/07/14/federalnyy-zakon-261-fz.html (дата обращения: 21.08.2023).

10. Fedorova S., Ivanova D., Balysheva K. Digital technologies in civic and patriotic education of students // E3S Web of Conferences: 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021 (Rostov-on-Don, 2–26 февраля 202). Vol. 273. Rostov-on-Don: EDP Sciences, 2021. P. 12054.

11. Podgorny V.N., Chuikov O. History of the idea of Patriotic education // Policy, Economy and Innovations. 2019. No. 6(29). P. 1.

12. Ryabtsev A.V. The value of patriotic education of youth in Russia // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. 2022. No. 15 (17). P. 67–74.


Рецензия

Для цитирования:


Пивненко П.П., Витенко Н.П. Наукометрический анализ развития отечественных диссертационных исследований, содержащих в названиях категорию «патриотическое воспитание». Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(4):101-112. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-101-112

For citation:


Pivnenko P.P., Vitenko N.P. Scientometric analysis of domestic dissertation research, containing the category of «patriotic education» in their titles. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(4):101-112. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-101-112

Просмотров: 107


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)