Категория «гражданственность» как педагогическая проблема
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-120-127
Аннотация
Проблема гражданственности населения на протяжении ряда веков является одной из главных проблем цивилизованных стран. В современных геополитических условиях в Российской Федерации данная проблема приобрела особый научный и педагогический статус, что поддерживается рядом законодательных и общественных инициатив. Реализации обозначенной государством стратегии на формирование у молодого поколения гражданственности будет способствовать комплекс педагогических воздействий в разных образовательных средах. Данное обстоятельство позволило сформулировать научную проблему, заключающуюся в необходимости теоретического обоснования дефиниции «гражданственность» как педагогической категории. Цель статьи: теоретически обосновать сущность категории «гражданственность» как предмета педагогического дискурса, базирующегося на идеях гуманитарного знания. Для решения этой цели использованы методы: анализ научной литературы и нормативных документов, обобщение, синтез, логическое моделирование.
Результаты исследования: выявлены научные факты, отражающие особенности подходов к обоснованию категории «гражданственность»; обоснованы компоненты гражданственности как педагогической категории; доказана высокая значимость педагогического подхода по сравнению с существующими подходами в интерпретации рассматриваемой категории.
Ключевые выводы: «гражданственность» имеет разноплановую интерпретацию в современном гуманитарном знании, в наибольшей степени экстраполированной в социологических и педагогических исследованиях; структурными компонентами гражданственности как педагогической категории являются когнитивный, эмоциональный, мотивационно-потребностный, деятельностный, а результатом ее сформированности у молодежи – гражданская зрелость; системообразующим фактором обоснования понятия гражданственности является педагогический подход, составляющий фундамент обоснования, т.к. закладывает вектор и механизмы ее формирования во всех институтах социализации личности на всех уровнях образования.
Об авторе
О. Е. СироткинРоссия
Олег Евгеньевич Сироткин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Образование и педагогические науки»
Ростов-на-Дону
тел.: +7(928)1432424
Список литературы
1. Актуальные проблемы социологии молодежи: монография / отв. ред. Вишневский Ю.Р. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2010. 679 с.
2. Ахметова А.К. Общешкольный подход к воспитанию граждан мира // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 12-2(51). – С. 120–124.
3. Бугайчук Т.В., Коряковцева О.А. Становление гражданской идентичности в условиях социально-политической реальности // Социально-политические исследования. 2019. № 1(2). – С. 5–15.
4. Шоган В.В., Сторожакова Е.В., Ковалев В.В. Глубинная технология обучения как условие воспитания гражданственности школьников // Мир университетской науки: культура, образование. 2022. № 4. – С. 17–23.
5. Гревцева Г.Я. К вопросу о гражданской культуре молодежи // IX Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: память культуры и культура памяти»: сборник материалов Международной научной конференции (Челябинск, 26 февр. 2020 г.). – Челябинск: ЧГИК, 2020. – С. 193–196.
6. Домбровская А.Ю. Технологии формирования культуры гражданской активности молодежи в деятельности общественных организаций России // Власть. 2020. Т. 28, № 6. – С. 55–61.
7. Никифоров Ю.Н., Скалина А.Н. О понятии «гражданственность» // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12, № 4. – С. 188–191.
8. Об утверждении федеральной рабочей программы основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040?index=1 (дата обращения 28.09.2023).
9. О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27.02.2023 № 208. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202304030029?index=1 (дата обращения 28.09.2023).
10. Рязанов С.С. Педагогическое сопровождение развития гражданской зрелости студенческой молодежи // Педагогика и просвещение. 2022. № 2. – С. 17–27.
11. Сироткин О.Е., Основин А.В. Воспитание патриотизма обучающихся в образовательной среде современной школы // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 6. – С. 80–86.
12. Almond G.A., Verba S. The Civic Culture Revisted. Boston, 1980. 421 р.
13. Koryakovtseva O.A. SPECIFICITY OF DEVELOPMENT OF IDENTITY OF YOUNG CITIZENS IN CONDITIONS OF SOCIAL TRANSFORMATIONS. Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume I (May 27–28. 2016). Rezekne: Rezeknes Academy of Technologies, 2016. Р. 399–407.
Рецензия
Для цитирования:
Сироткин О.Е. Категория «гражданственность» как педагогическая проблема. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(4):120-127. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-120-127
For citation:
Sirotkin O.E. The category of «citizenship» as a pedagogical problem. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(4):120-127. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-120-127