Стратегии мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка в процессе профессиональной подготовки с использованием технологий искусственного интеллекта
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-3-63-73
Аннотация
Цифровые технологии сняли все ограничения в доступности информации на иностранном языке и деформировали мотивацию студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка. Авторы полагают, что технологии искусственного интеллекта обладают потенциалом, позволяющим системно и целенаправленно влиять на стратегии мотивации студентов. Цель исследования: выявить основные направления внедрения технологий искусственного интеллекта в процесс языковой подготовки в контексте различных стратегий мотивации. Методы исследования: анализ вторичных данных, систематизация, синтез, обобщение. Результаты исследования: 1) дифференцированы подходы к разработке мотивационных стратегий и описаны перспективы процесса внедрения технологий искусственного интеллекта в систему мотивации студентов; 2) обоснована необходимость интернализации мотивов к изучению иностранного языка; 3) описаны приоритетные направления использования технологий искусственного интеллекта в процессе формирования мотивационного опыта студентов. Ключевые выводы: 1) основным условием эффективности системы обучения иностранному языку является формирование условий для интернализации учебных мотивов; 2) мотивационный опыт студента формируется благодаря применению различных мотивационных стратегий и в соответствии с мотивационным дизайном обучающего курса; 3) преподаватель может использовать различные подходы к формированию авторского портфеля мотивационных стратегий; 4) технологии искусственного интеллекта позволяют оптимизировать и повысить эффективность процесса развития иноязычных компетенций, но используются дискретно, чаще как дополнительные сервисы; 5) последовательное влияние на тип мотивации студентов возможно только в условиях системной интеграции технологий ИИ в дизайн обучающего курса, обеспечивающий персонализированный опыт изучения иностранного языка.
Об авторах
Е. А. НиколаеваРоссия
Николаева Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранный язык в сфере социогуманитарных наук»
г. Ростов-на-Дону
Ю. Ю. Котляренко
Россия
Котляренко Юлия Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»
г. Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Безродная Е.А., Кропотова М.Ю. Мотивы учебной деятельности современного студента [Электронный ресурс] // Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом: материалы XVII Международной научно-практической конференции. М., 2023. URL: https://infed.ru/articles/1339/
2. Воевода Е.В., Шпынова А.И. Применение технологий искусственного интеллекта при изучении делового английского (на примере письменных заданий) // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5(102). С. 237-240.
3. Лебедев В., Илишкина Д. CRAFT/ed: Креативные методики для образования. М.: Бослен, 2022. 176 с.
4. Мещерякова О.В. Возможности использования искусственного интеллекта для повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 152-160.
5. Симонова О.Б., Котляренко Ю.Ю. Проблемы формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыковых специальностей в условиях цифровизации процесса обучения [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 1(9). URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN121.pdf (дата обращения 20.06.2024).
6. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 1(28). С. 66-72.
7. Фомин М.А., Садовиков Н.Е. Возможности применения технологий искусственного интеллекта при изучении иностранного языка в вузе // Молодежная наука: тенденции развития 2022. № 3 (24). С. 6-12. [Электронный ресурс]. URL: https://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2022/2022-03-06.pdf (дата обращения 20.06.2024).
8. Шефиева Э.Ш., Исаева Т.В. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 10(78). С. 84-89. DOI: 10.24158/spp.2020.10.15.
9. Щебельская Э.Г., Маер В.В. Применение искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5(102). С.76-81.
10. Ayedoun E., Hayashi Y., Seta K. Toward personalized scaffolding and fading of motivational support in L2 learner–dialogue agent interactions: an exploratory Study // IEEE Transactions on learning technologies. 2020. № 3(13). P. 604-616. DOI:10.1109/TLT.2020.2989776.
11. Ali J. K. M., Shamsan M.A.A., Hezam T.A., Mohammed A.A. Impact of ChatGPT on learning motivation: teachers and students’ voices // Journal of English Studies in Arabia Felix. 2023. № 1(2). P. 41-49. DOI: 10.56540/jesaf.v2i1.51.
12. AlTwijri L., Alghizzi T.M. Investigating the integration of artificial intelligence in English as foreign language classes for enhancing learners’ affective factors: A systematic review // Heliyon. 2024. № 10. DOI: 10.1016/j.heliyon.2024.e31053. [Electronic resource] URL: https://www.cell.com/heliyon/fulltext/S2405-8440(24)07084-1?_returnURL=https%3A%2F%2Flinkinghub.elsevier.com%2Fretrieve%2Fpii%2FS2405844024070841%3Fshowall%3Dtrue (date of reference 20.06.2024).
13. Deci E.L., Ryan R.M. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being // American Psychologist. 2000. № 1(55). P. 68-78. DOI:10.1037/0003-066X.55.1.68.
14. Guo W., Bai B., Zang F., Wang T., Song H. Influences of motivation and grit on students’ self-regulated learning and English learning achievement: A comparison between male and female students // System. 2023. № 114. DOI:10.1016/j.system.2023.103018. [Electronic resource] URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0346251X23000404 (date of reference 20.06.2024).
15. Held T., Mejeh M. Students’ motivational trajectories in vocational education: Effects of a self-regulated learning environment [Electronic resource] // Helion. 2024. № 8(10). DOI:10.1016/j.heliyon.2024.e29526. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2405844024055579 (date of reference 20.06.2024).
16. Law L. Application of generative artificial intelligence (GenAI) in language teaching and learning: A scoping literature review [Electronic resource] // Computers and Education Open. 2024. № 6. DOI:10.13140/RG.2.2.15263.33445. URL: https://www.researchgate.net/publication/377064863_Application_of_Generative_Artificial_Intelligence_GenAI_in_Language_Teaching_and_Learning_A_Scoping_Literature_Review (date of reference 20.06.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Николаева Е.А., Котляренко Ю.Ю. Стратегии мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка в процессе профессиональной подготовки с использованием технологий искусственного интеллекта. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;(3):63-73. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-3-63-73
For citation:
Nikolaeva E.A., Kotliarenko I.Yu. Motivation strategies for non-linguistic students to learn a foreign language in the process of professional training using artificial intelligence technologies. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2024;(3):63-73. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-3-63-73