Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Стратегии мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка в процессе профессиональной подготовки с использованием технологий искусственного интеллекта

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-3-63-73

Аннотация

Цифровые технологии сняли все ограничения в доступности информации на иностранном языке и деформировали мотивацию студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка. Авторы полагают, что технологии искусственного интеллекта обладают потенциалом, позволяющим системно и целенаправленно влиять на стратегии мотивации студентов. Цель исследования: выявить основные направления внедрения технологий искусственного интеллекта в процесс языковой подготовки в контексте различных стратегий мотивации. Методы исследования: анализ вторичных данных, систематизация, синтез, обобщение. Результаты исследования: 1) дифференцированы подходы к разработке мотивационных стратегий и описаны перспективы процесса внедрения технологий искусственного интеллекта в систему мотивации студентов; 2) обоснована необходимость интернализации мотивов к изучению иностранного языка; 3) описаны приоритетные направления использования технологий искусственного интеллекта в процессе формирования мотивационного опыта студентов. Ключевые выводы: 1) основным условием эффективности системы обучения иностранному языку является формирование условий для интернализации учебных мотивов; 2) мотивационный опыт студента формируется благодаря применению различных мотивационных стратегий и в соответствии с мотивационным дизайном обучающего курса; 3) преподаватель может использовать различные подходы к формированию авторского портфеля мотивационных стратегий; 4) технологии искусственного интеллекта позволяют оптимизировать и повысить эффективность процесса развития иноязычных компетенций, но используются дискретно, чаще как дополнительные сервисы; 5) последовательное влияние на тип мотивации студентов возможно только в условиях системной интеграции технологий ИИ в дизайн обучающего курса, обеспечивающий персонализированный опыт изучения иностранного языка.

Об авторах

Е. А. Николаева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет»
Россия

Николаева Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранный язык в сфере социогуманитарных наук»

г. Ростов-на-Дону



Ю. Ю. Котляренко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения»
Россия

Котляренко Юлия Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

г. Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Безродная Е.А., Кропотова М.Ю. Мотивы учебной деятельности современного студента [Электронный ресурс] // Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом: материалы XVII Международной научно-практической конференции. М., 2023. URL: https://infed.ru/articles/1339/

2. Воевода Е.В., Шпынова А.И. Применение технологий искусственного интеллекта при изучении делового английского (на примере письменных заданий) // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5(102). С. 237-240.

3. Лебедев В., Илишкина Д. CRAFT/ed: Креативные методики для образования. М.: Бослен, 2022. 176 с.

4. Мещерякова О.В. Возможности использования искусственного интеллекта для повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 152-160.

5. Симонова О.Б., Котляренко Ю.Ю. Проблемы формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыковых специальностей в условиях цифровизации процесса обучения [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 1(9). URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PDMN121.pdf (дата обращения 20.06.2024).

6. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 1(28). С. 66-72.

7. Фомин М.А., Садовиков Н.Е. Возможности применения технологий искусственного интеллекта при изучении иностранного языка в вузе // Молодежная наука: тенденции развития 2022. № 3 (24). С. 6-12. [Электронный ресурс]. URL: https://molnaukaelsu.ru/data/uploads/issues/2022/2022-03-06.pdf (дата обращения 20.06.2024).

8. Шефиева Э.Ш., Исаева Т.В. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 10(78). С. 84-89. DOI: 10.24158/spp.2020.10.15.

9. Щебельская Э.Г., Маер В.В. Применение искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5(102). С.76-81.

10. Ayedoun E., Hayashi Y., Seta K. Toward personalized scaffolding and fading of motivational support in L2 learner–dialogue agent interactions: an exploratory Study // IEEE Transactions on learning technologies. 2020. № 3(13). P. 604-616. DOI:10.1109/TLT.2020.2989776.

11. Ali J. K. M., Shamsan M.A.A., Hezam T.A., Mohammed A.A. Impact of ChatGPT on learning motivation: teachers and students’ voices // Journal of English Studies in Arabia Felix. 2023. № 1(2). P. 41-49. DOI: 10.56540/jesaf.v2i1.51.

12. AlTwijri L., Alghizzi T.M. Investigating the integration of artificial intelligence in English as foreign language classes for enhancing learners’ affective factors: A systematic review // Heliyon. 2024. № 10. DOI: 10.1016/j.heliyon.2024.e31053. [Electronic resource] URL: https://www.cell.com/heliyon/fulltext/S2405-8440(24)07084-1?_returnURL=https%3A%2F%2Flinkinghub.elsevier.com%2Fretrieve%2Fpii%2FS2405844024070841%3Fshowall%3Dtrue (date of reference 20.06.2024).

13. Deci E.L., Ryan R.M. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being // American Psychologist. 2000. № 1(55). P. 68-78. DOI:10.1037/0003-066X.55.1.68.

14. Guo W., Bai B., Zang F., Wang T., Song H. Influences of motivation and grit on students’ self-regulated learning and English learning achievement: A comparison between male and female students // System. 2023. № 114. DOI:10.1016/j.system.2023.103018. [Electronic resource] URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0346251X23000404 (date of reference 20.06.2024).

15. Held T., Mejeh M. Students’ motivational trajectories in vocational education: Effects of a self-regulated learning environment [Electronic resource] // Helion. 2024. № 8(10). DOI:10.1016/j.heliyon.2024.e29526. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2405844024055579 (date of reference 20.06.2024).

16. Law L. Application of generative artificial intelligence (GenAI) in language teaching and learning: A scoping literature review [Electronic resource] // Computers and Education Open. 2024. № 6. DOI:10.13140/RG.2.2.15263.33445. URL: https://www.researchgate.net/publication/377064863_Application_of_Generative_Artificial_Intelligence_GenAI_in_Language_Teaching_and_Learning_A_Scoping_Literature_Review (date of reference 20.06.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Николаева Е.А., Котляренко Ю.Ю. Стратегии мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка в процессе профессиональной подготовки с использованием технологий искусственного интеллекта. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;(3):63-73. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-3-63-73

For citation:


Nikolaeva E.A., Kotliarenko I.Yu. Motivation strategies for non-linguistic students to learn a foreign language in the process of professional training using artificial intelligence technologies. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2024;(3):63-73. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-3-63-73

Просмотров: 136


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)