Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Роль научно-исследовательской работы студенческой молодежи в образовательном процессе вуза

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-139-151

Аннотация

Введение. Сегодня общественные трансформации задевают все аспекты жизни общества. Стремительные изменения в социуме, экономике, культуре, политике и других областях приводят к смене ценностных ориентиров. Технологический прогресс, активное применение искусственного интеллекта неизбежно приводят к пересмотру традиционных требований к профессии, что в свою очередь создает современные тренды в системе подготовки студентов в высших учебных заведениях. Таким образом, внедрение новых технологий и трансформации в обществе сменяют привычные компетенции, ожидая от работников навыков, соответствующих веяниям современного мира, тем самым создаются перспективы для развития общества.

Материалы и методы. В статье используются результаты социологических исследований отечественных ученых, а также авторами были проведены фокус-групповая дискуссия среди студентов Пензенского государственного университета и глубинное интервью с потенциальными работодателями Пензенской области.

Результаты исследования. В статье представлены основания необходимости внедрения научно-исследовательской работы в образовательный процесс студентов в университете. Особое внимание уделено изучению соответствия потребностей работодателей к компетенциям соискателей и ожиданиям выпускников о предъявляемых требованиях для успешного трудоустройства. Социологические исследования показали, что взгляды на необходимость внедрения научной и творческой работы у современной российской молодежи расходятся с мнением работодателей. Так как не все студенты поддерживают решение включить в обучение дополнительные занятия, связанные с научными исследованиями и творческой работой, поскольку не видят ее пользы для себя в настоящее время и в будущем. При этом работодатели выражают потребность в выпускниках с навыками в области научной и творческой деятельности.

Обсуждение и заключение. Авторы пришли к выводу, что от привлечения студентов к НИР следует ожидать положительного эффекта, но при условии их постоянного включения в течение всего периода обучения. В высшей школе следует создать благоприятные условия для научной деятельности учащихся: организовать работу научных групп по интересам, предоставить необходимое материально-техническое оснащение, предоставить научно-методический материал и стимулировать работу, поощряя морально и материально.

Об авторах

Л. В. Рожкова
Пензенский государственный технологический университет
Россия

Лилия Валерьевна Рожкова, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, экономической теории и международных процессов

440026, г. Пенза, ул. Красная, 40, к. 7



А. Ш. Дубина
Пензенский государственный технологический университет
Россия

Альбина Шагидулловна Дубина, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, экономической теории и международных процессов

440026, г. Пенза, ул. Красная, 40, к. 7



Е. Б. Тепляков
Пензенский государственный технологический университет
Россия

Егор Борисович Тепляков, аспирант

440026, г. Пенза, ул. Красная, 40, к. 7



Список литературы

1. Барановская Ю.Л., Богданова И.В. Научно-исследовательская работа студентов в рамках интеграции науки и образования и орган... [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskayarabota-studentov-v-ramkah-integratsii-nauki-i-obrazovaniya-i-organizatsiya-issledovatelskoydeyatelnosti-v (дата обращения: 07.02.2025).

2. Вакуленко О.В. Роль научно-исследовательской работы студентов вуза в подготовке будущих специалистов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (26). С. 95-100.

3. Вохминцева Л.В., Шарапов В.И. Роль учебно-исследовательской работы студентов в современном образовательном процессе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=3098 (дата обращения: 20.03.2025).

4. Горчакова А.Ю. К вопросу о значении научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе в подготовке будущих учителей [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: http://science-ducation.ru/ru/article/view?id=27775 (дата обращения: 01.02.2025).

5. Демченко З.А. Программно-проектное обеспечение процесса развития НИР студентов в условиях современного университета: сборник образовательных программ. Архангельск: САФУ имени М.В. Ломоносова, 2011. 79 с.

6. Демченко З.А. Современный подход к понятию «научно-исследовательская деятельность студентов в образовательном процессе вуза»: аксиологический аспект // Научный диалолог. Психология. Педагогика. 2014. № 11 (35). С. 41-55.

7. Дубина А.Ш. Образовательный потенциал российской молодежи регионов в пространстве современной культуры // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 окт. 2020 г.) / отв. ред. В.А. Мансуров. Тюмень: Российское общество социологов, 2020.

8. Лушникова О.Ю. Модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 12. С. 205-211.

9. Мещерякова Е.В., Манжинский С.А. Роль научно-исследовательской работы студентов в повышении качества образования [Электронный ресурс] // Высшее техническое образование. 2011. № 8 (146). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-vpovyshenii-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 17.03.2025).

10. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. 2-е изд., стереотип. М.: Эгвес, 2013. 268 с.

11. Рожкова Л.В., Дубина А.Ш. Образовательный потенциал современной молодежи мегаполисов России // Человек. Общество. Инклюзия. 2020. № 1 (41). С. 18-26.

12. Ханов Т.А., Баширов А.В. Научно-исследовательская работа студентов в вузе: причины снижения активности [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 6-1. С. 209-214. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38724 (дата обращения: 15.03.2025).

13. Цыганкова А.С. Развитие идеи научно-исследовательской работы студентов в отечественной дидактике высшей школы (70–80-е гг. XX в.): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 2007. 22 с.

14. Чертихин В.Е. Человек и культура // Философия: основные идеи и принципы: популярный очерк / под общ. ред. А.И. Ракитова. 2-е изд., переработ. и доп. М.: Политиздат, 1990. 378 с.

15. Doll W.E. Post-modem perspective on curriculum. New York; London: Techer College Press; Columbia University, 1993. 215 p.


Рецензия

Для цитирования:


Рожкова Л.В., Дубина А.Ш., Тепляков Е.Б. Роль научно-исследовательской работы студенческой молодежи в образовательном процессе вуза. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025;(2):139-151. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-139-151

For citation:


Rozhkova L.V., Dubina A.Sh., Teplyakov E.B. The role of research work of students in the educational process of a university. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2025;(2):139-151. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-139-151

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)