Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Университеты как системообразующие факторы социокультурного пространства региона

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-152-161

Аннотация

Введение. Университеты занимают центральное место в культуре любой цивилизации, аккумулируя достижения человечества в науке и образовании. Именно они формируют ядро научного сообщества, сохраняя и передавая накопленные знания новым поколениям. Их главная цель – подготовка квалифицированных специалистов, способных развивать общество и двигать прогресс вперед. Однако деятельность университетов выходит далеко за пределы простого обучения студентов. Они активно влияют на общественную жизнь, стимулируют создание научных сообществ, поддержку инновационных проектов и распространение передовых идей. История показывает, что вокруг университетов традиционно собирались наиболее талантливые и активные представители интеллигенции. Многие выдающиеся мыслители, писатели, художники и политики получили образование именно в стенах вузов. Университеты были местом рождения многих общественных движений, политических партий и творческих союзов. Методологическая база исследования опирается на общенаучные методы синтеза, анализа, обобщения и систематизации.

Результаты исследования. Выявление ключевой роли университетов в формировании интеллектуального потенциала общества и обеспечении устойчивого развития государства и всего мирового сообщества.

Обсуждение и заключение. Сегодня, несмотря на изменения в мире, университеты остаются важным элементом культурного ландшафта каждой страны. Они помогают сохранять национальные традиции, воспитывать патриотизм и формировать мировоззрение молодежи. Более того, университеты обеспечивают связь между поколениями, поддерживая преемственность знаний и опыта. Можно смело утверждать, что качество высшего образования отражает общий уровень развития общества. Чем сильнее и авторитетнее университеты, тем выше вероятность успешного будущего страны.

Об авторе

М. А. Тлевцежева
Майкопский государственный технологический университет
Россия

Марият Аслановна Тлевцежева, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 191



Список литературы

1. Абесалашвили М.З., Эртель А.Г., Овсянникова Т.А. Роль интеллектуальных услуг в современном инновационном процессе // Уральский научный вестник. 2018. Т. 3, № 1. С. 011-014. EDN YRGXLJ.

2. Овсянникова Т.А. Общесистемные принципы развития рынка образовательных услуг России // Новые технологии. 2011. Вып. 4. С. 183-187. EDN OOOKFR.

3. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М.: МГУ, 1995. 384 с.

4. Овсянникова Т.А. Организационная культура современного университета (социокультурный аспект) // XXXVIII неделя науки МГТУ. Майкоп: Кучеренко В.О., 2020. С. 88-91.

5. Алферов Ж.И., Садовничий В.А. Образование для России XXI века // Образование, которое мы можем потерять: сборник / под общ. ред. Садовничева В.А. М., 2002. С. 18.

6. Волошинов А.В., Игнатова М.П. Проблема «Двух культур»: от Чарльза Сноу до Ильи Пригожина // Человек. 2015. № 4. С. 36-50.

7. Сыромятников О.И. Российский университет в изменяющейся социальной реальности // Вестник Пермского университета. 2007. № 6 (11).

8. Ридингс Б. Университет в руинах. М., 2009. 304 с.

9. Павлова Н.Б. К вопросу об оценке качества образовательных услуг // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 13.

10. Балмасова Т.А. «Третья миссия» университета новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. № 8/9.

11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М., 2004. 944 с.

12. Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век : научный электронный журнал. 2013. Вып. 1. С. 1-13. Режим доступа: https://doi.org/10.15393/j5.art.2013.1949.

13. Кларк Б. Создание предпринимательских университетов. Организационные направления трансформации. М., 2019. 240 с.

14. Карпов А.О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 58-76.

15. Колини С. Зачем нужны университеты? М., 2016. 264 с.

16. Орлов В.В. Университетское образование в постиндустриальном обществе // Вестник Пермского университета. 2007. № 6 (11). С. 32-37.


Рецензия

Для цитирования:


Тлевцежева М.А. Университеты как системообразующие факторы социокультурного пространства региона. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025;(2):152-161. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-152-161

For citation:


Tlevtsezheva M.A. Universities as a systemic factor of the socio-cultural space of the region. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2025;(2):152-161. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-152-161

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)