Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Формирование естественнонаучной картины мира как базовое условие познавательного развития детей дошкольного возраста

https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13005

Аннотация

В статье представлен анализ проблемы формирования естественнонаучной картины у детей дошкольного возраста. Определено, что основная роль в этом направлении отводится педагогам ДОО. Авторами выделены и описаны компоненты формирования системы естественнонаучных знаний у педагогов. При выявлении компонентов учитывались следующие факторы: социальный заказ общества дошкольной образовательной организации; низкий уровень начальных естественнонаучных знаний у студентов 1 курса; ценностно-целевые установки на экологически-безопасное развитие России; свободное развитие личности ребенка и его самореализация в социуме. Результаты исследования говорят о необходимости проведения работы по формированию представлений о естественнонаучной картине мира не только со студентами университета - будущими педагогами ДОО, но и с педагогами-стажистами. Авторами предложено несколько вариантов решения проблемы, успешно реализующихся на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, а именно: при разработке учебных планов по стандартам ФГОС ВО 3++ по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) введена дисциплина «Основы экологической культуры»; использование в образовательном процессе со студентами бакалавриата и магистратуры цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии»; при проведении курсов повышения квалификации для педагогов ДОО введены лекции по актуальным проблемам формирования естественнонаучной картинным мира; для педагогов ДОО с непедагогическим образованием в рамках программы профессиональной переподготовки разработаны лекции и практические занятия, посвященные формированию естественнонаучной картине мира у детей.

Об авторах

Борис Александрович Артеменко
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Россия


Ирина Викторовна Колосова
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Россия


Надежда Евгеньевна Пермякова
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Россия


Список литературы

1. Пермякова Н.Е. Методологические основания развития экологического образования дошкольников // Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Ю.М. Хохряковой. Пермь: ПГГПУ, 2012. С. 185-190.

2. Зебзеева В.А. Экологическая субкультура детства - источник экологического опыта и развития детей старшего дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. 2013. №6-1. С. 154-158.

3. Пермякова Н.Е. Методика развивающего экологического образования детей дошкольного возраста: дис. … канд. педагог. наук. Челябинск, 2009. 224 с.

4. Моисеева Л.В. Естественнонаучная картина мира как компонент профессиональной подготовки // Образование и наука. 2007. №2. С. 3-12.

5. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985. 328 с.

6. Похлебаев С.М. Методологические и содержательные основы преемственности физики, химии, биологии при формировании фундаментальных естественнонаучных понятий: дис. … д-ра педагог. наук. Челябинск, 2007. 724 с.

7. Усова А.В. Новая концепция естественнонаучного образования и педагогические условия ее реализации. Челябинск: ЧГПУ, 2005. 48 с.

8. Похлебаев С.М., Третьякова И.А. Методологическая основа «новой концепции естественнонаучного образования» академика РАО А.В. Усовой // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты: материалы III Международного конгресса / под ред. М.В. Потаповой, З.М. Большаковой, Н.Н. Тулькибаевой. Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017. С. 106-108.

9. Гильмиярова С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей России и США: дис. … д-ра педагог. наук. Уфа, 2002. 372 с.

10. Газина О.М., Фокина В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. М.: Прометей, 2013. 260 с.

11. Николаева С.Н., Рыжова Н.А. Экологическое образование для устойчивого развития: анализ основополагающих нормативных документов // Дошкольное воспитание. 2018. №1. С. 4-12.

12. Серебрякова Т.А. Экспериментальный подход к воспитанию основ ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университет. Серия, 3: Педагогика и психология. 2009. №2. С. 113-117.

13. Венгер Л.A. О месте дошкольного детства в умственном развитии ребенка // Возрастная и педагогическая психология. Пермь, 1974. С. 54-66.

14. Леонтьев А.Н. Образ мира // Вестник МГУ. Серия, 14. 1979. №2. С. 3-13.

15. Поддъяков H.H. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1985. №2. С. 106-117.

16. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.

17. Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: дис. … д-ра педагог. наук. Л., 1984. 443 с.

18. Подготовка детей в детском саду к школе / под. ред. А.П. Усовой. М.: АПН РСФСР, 1955. 276 с.

19. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2016. 288 с.

20. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми // Вопросы психологии. 1982. №4. С. 18-25.

21. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Петровский В.А. [и др.]. М.: Новая школа, 1993. 102 с.

22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.


Рецензия

Для цитирования:


Артеменко Б.А., Колосова И.В., Пермякова Н.Е. Формирование естественнонаучной картины мира как базовое условие познавательного развития детей дошкольного возраста. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019;(3):61-73. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13005

For citation:


Artemenko B.A., Kolosova I.V., Permyakova N.E. Formation of a natural scientific world picture as a basic condition for cognitive development of preschool children. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2019;(3):61-73. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13005

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)