Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Приёмы формирования навыков решения задач на «тройное правило»

https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13006

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования методики работы над текстовыми задачами ”на равномерные процессы” (на нахождение четвёртого пропорционального), которые формируют у младших школьников понятие прямой и обратно пропорциональной зависимости между величинами. Задачи данного вида вызывают наибольшие затруднения у младших школьников. Одним из путей повышения эффективности обучения решению задач являются творческие задания на составление и преобразование задач. Цель настоящего исследования состоит в выделении и систематизации приёмов организации деятельности учащихся в процессе формирования умения решать задачи на нахождение 4-го пропорционального (на "тройное правило"). В ходе исследования уточняются структурно-содержательные компоненты алгоритма работы над текстовой задачей на этапе закрепления. Научная новизна исследования состоит в разработке и реализации авторского варианта системы творческих заданий, позволяющих конструировать контрольно-диагностические материалы в соответствии с решением конкретных дидактических целей на различных этапах формирования навыков решения задач на «тройное правило». Экспериментальная апробация материалов проведена на базе МБОУ «Средняя школа №1» ст. Гиагинской Республики Адыгея. Повышению достоверности полученных выводов способствует применение статистической методики для зависимой выборки - статистики "Знаковый критерий". В результате подтвердилась альтернативная гипотеза: качество обучения решению задач на нахождение четвертого пропорционального повысится, если на всех этапах работы над задачами предлагаются упражнения творческого характера по составлению и преобразованию задач. Методы исследования: педагогический эксперимент, методы математической статистики ("Знаковый критерий").

Об авторах

Любовь Леонидовна Буркова
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия


Ляна Левовна Багова
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия


Список литературы

1. Буркова Л.Л., Купцова А.К. Банк тестовых заданий по математике для учащихся 4 класса: учебно-методическое пособие. Майкоп: Магарин О.Г., 2018. 40 с.

2. Буркова Л.Л., Багова Л.Л. Использование банка тестовых заданий на уроках математики в компетентностной модели начальной школы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. Вып. 3. С. 34-41.

3. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 136 с.

4. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. М.: Линка-Пресс, 2002. 360 с.

5. Казько Е.С. Работа с текстом задачи с пропорциональными величинами // Начальная школа. 1998. №5. С. 70-74.

6. Tasks’ appearing in primary school textbooks / Goto Butler [etc] // Yuko ELT Journal. 2018. Vol. 72, Iss. 3. P. 285-295.

7. Lundberg A., Kilhamn C. Transposition of knowledge: a collision with the proportionality problem in algebra // International journal of science and mathematics. 2018. Vol. 16, Iss. 3. P. 559-579.

8. Сognition, emotion and arithmetic in elementary school: an intercultural study / Maya Rodik [etc] // British journal of developmental psychology. 2018. Iss. 36. P. 255-276.


Рецензия

Для цитирования:


Буркова Л.Л., Багова Л.Л. Приёмы формирования навыков решения задач на «тройное правило». Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019;(3):74-83. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13006

For citation:


Burkova L.L., Bagova L.L. Methods for forming skills of solving “rule of three” problems. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2019;(3):74-83. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-13006

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)