Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Элементы реализации компетентностного подхода в подготовке будущих учителей-дефектологов

https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-14005

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению компетентностного подхода при подготовке будущих учителей-дефектологов к профессиональной деятельности. Выделяется цель, содержание и сущность компетентностного подхода, обозначаются его особенности. Раскрываются понятия компетентностный подход, компетенция, профессиональная компетентность и рассматриваются взгляды некоторых ученых на данные положения. Особое внимание уделяется компетенциям необходимым учителям-дефектологам, а также основным видам профессиональной деятельности специалистов в сфере специального (дефектологического) образования. Актуальность темы исследования. Востребованность компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования определяется современным состоянием рынком труда, требующего специалиста «нового поколения» - мобильного, способного ориентироваться в потоке информаций, регулярно самообразовывающегося и владеющего знаниями и умениями в области своей профессиональной деятельности. Постановка проблемы. Важнейшее место в системе профессионального образования отводится подготовке квалифицированного, компетентного, конкурентоспособного специалиста знающего свою профессию, способного к совершенствованию своих знаний на протяжении всей профессиональной деятельности, его социальной и профессиональной мобильности. Внедрение в систему высшего профессионального образования такого подхода как компетентностного, направлено на повышение конкурентоспособности специалистов, улучшению взаимоотношений с рынком труда, а также обновлению содержания и методологии образования, в частности создания соответствующей среды обучения. Цель исследования заключается в реализации компетентностного подхода и его особенностей при подготовке будущих учителей-дефектологов. Методы исследования. В ходе исследованы были использованы теоретические и эмпирические методы (анализ, наблюдение, анкетирование). Результаты и ключевые выводы. В результате проведенного исследования было раскрыто понятие компетентностный подход, проанализированы исследования отечественных и зарубежных ученых в рамках данного подхода, проведен анализ сформированности знаний о необходимых компетенциях будущих учителей-дефектологов и предложены пути их совершенствования.

Об авторе

Мерьем Икрем Бекирова
ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»
Россия


Список литературы

1. Азарова Р.Н. Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентоспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО: методические рекомендации. М.; УФА, Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2008. С. 81-90.

2. Ермаков Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Рос. ун-т дружбы народов. М., 2009. 39 с.

3. Ларионова Л.В. Профессионально-гуманистическая подготовка учителя для коррекционных образовательных учреждений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2001. 46 с.

4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. №5. С. 3-12.

5. Назарова Н.М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров: монография. М.: Спутник, 2009. 159 с.

6. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268 с.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование» [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 15 марта 2018 г. №123. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440303_B_3_20032018.pdf

8. Разуван Е.И. Компетенностный подход в профессиональной подготовке студентов факультета логопедии в условиях инклюзии // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. №3(36). С. 79-84.

9. Тархан Л.З. Дидактическая компетентность инженера-педагога: теоретические и методические аспекты: монография. Симферополь, 2008. 424 с.

10. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. М.: Книголюб, 2014. 160 с.

11. Умерова Г.А. Формирование аналитической компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля в процессе изучения профессионально ориентированных дисциплин: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Симферополь, 2014. 278 с.

12. Филатова И.А. Деонтологическая компетентность будущих педагогов-дефектологов // Специальное образование. 2015. №2. С. 105-115.

13. Христолюбова Л.В. Реализация компетентностного подхода в подготовке бакалавров направления «Специальное (дефектологическое) образование» // Специальное образование. 2016. №4. С. 50-58.

14. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. М.: Эйдос, 2013. 73 с.

15. James Hillary Kigen Teacher Competencies in Implementation of Curriculum for Learners with Special Needs in Kenyan Schools. - OSR Journal of Research&Method in Education (IOSR-JRME). Vol. 7, Iss. P. 62-66.


Рецензия

Для цитирования:


Бекирова М.И. Элементы реализации компетентностного подхода в подготовке будущих учителей-дефектологов. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019;(4):50-60. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-14005

For citation:


Bekirova M.I. Elements of implementation of a competence approach in preparing future special needs teachers. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2019;(4):50-60. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-14005

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)