Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями. Часть 1

https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-14015

Аннотация

Проблема анализа подходов, теорий и концепций кинотерапии в работе с детьми, переживающими психические отклонения является актуальной проблемой. В статье проводится анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии, раскрывается их суть и даются характеристики во взаимосвязи с работой с детьми с психическими отклонениями. Предмет исследования - анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии применительно к работе с детьми, обладающими психическими отклонениями. Объект исследования - использование кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями. Задача работы - выявление и анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии, применяемых в работе с детьми, обладающими психическими отклонениями. В статье исследуется реальные теоретические конструкты кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями. Используются методы: компаративистский метод для сравнения и сопоставления подходов, теорий и концепций кинотерапии в различных странах; исторический метод как способ изучения исторических закономерностей через конкретные проявления исторических фактов в виде возникновения и развития кинотерапевтических подходов, теорий и концепций; метод анализа как разбор целостного объекта кинотерапевтической теории на части для детального ее изучения; метод синтеза как процесс соединения разрозненных понятий кинотерапевтических теорий в целое; метод систематизации как организации исследуемых теоретических подходов кинотерапии в определенную систему; метод типологизации для выявления подобных и отличительных признаков в подходах, теориях, концепциях кинотерапии. В качестве подходов использовались: структурно-функциональный подход Т. Парсонса и Э. Шилза, концепция репрезентативной культуры Ф. Тенбрука, системная теория общества как коммуникации Н. Лумана. Исследование показало - в основном подходы, теории и концепции кинотерапии используются в работе с несовершеннолетними, находящимися в состоянии психических отклонений, причем характеристики данных теоретических основ применения кинотерапии плотно связаны с практической реализацией методов и способов кинотерапии в работе с такими клиентами.

Об авторах

Дмитрий Вячеславович Босов
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Россия


Руслан Юрьевич Доля
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Россия


Список литературы

1. Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга: на примере студентов гуманитарного профиля: дис.. канд. психол. наук. Казань, 2011. 157 с.

2. Березин С.В. Кинотерапия и кинотренинг: практическое пособие для психологов и социальных работников. Самара, 2003. 112 с.

3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М. Бетенски. СПб.: Эксмо-Пресс, 2002. 251 с.

4. Босов Д.В. Мейнстрим-кинематограф как фактор формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. … канд. социол. наук. СПб., 2017. 196 с.

5. Босов Д.В. Отечественный мэйнстрим-кинематограф и студенческая молодежь // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 2, №2(62). С. 7-11.

6. Волкова О.А., Босов Д.В. Образ женщины-программистки в кинофильмах и сериалах // Женщина в российском обществе. 2018. №3. С. 97-103.

7. Верхотурова И.Н. Кинотренинг как средство развития социального интеллекта подростков с девиантным поведением // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Т. 14. С. 188-190.

8. Данина М.М. Кинотерапия как средство развития саногенного мышления // Человек. Сообщество. Управление. 2011. №1. С. 98-123.

9. Дмитриева В.А., Одинцова В.В., Намди Д.М. Психология кино: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУ, 2016. 44 с.

10. Захарова Е.И., Карабанова О.А. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. №2 (30). С. 57-65.

11. Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. №2. С. 58-59.

12. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.

13. Макеева С.А., Макеева А.А. Киноискусство как средство арт-терапии при работе с детьми // Молодой ученый. 2017. №1.1. С. 76-78.

14. Менегетти А. Онтопсихологическая синемалогия. СПб.: Онтопсихология, 2014. 563 с.

15. Менегетти А. Мир образов. СПб.: Онтопсихология, 2014. 100 с.

16. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Том 1. М.: Онтопсихология, 2001. 384 c.

17. Пантюк И.В. Методы и технологии социальной работы: конспект лекций. Минск: БГУ, 2014. 301 с.

18. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический Проект, 2002. 832 с.

19. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж, 2003. 176 c.

20. Тенбрук Ф. Репрезентативная культура // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12, №3. С. 93-120.

21. Ballard M.B. The Family Life Cycle and Critical Transitions: Utilizing Cinematherapy to Facilitate Understanding and Increase Communication // Journal of Creativity in Mental Health. 2012. No. 7(2). Р. 212-219.

22. Schulenberg S.E. Psychotherapy and Movies: On Using Films in Clinical Practice // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2003. Vol. 33, No. 1. P. 35-48.

23. Walter F.O. Cine-education en America Latina: reflexiones metodologicas a partir del dialogo Brasil - Cuba // Campinas. SP. 2019. Vol. 21, No.1. P. 105-125.

24. Wolz Birgit. E-Motion Picture Magic: A Movie Lover's Guideto Healing and Transformation. Centennial: Glenbridge Publishing Ltd., 2004. 231 р.


Рецензия

Для цитирования:


Босов Д.В., Доля Р.Ю. Анализ подходов, теорий и концепций кинотерапии в работе с детьми с психическими отклонениями. Часть 1. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019;(4):143-153. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-14015

For citation:


Bosov D.V., Dolya R.Yu. Analysis of approaches, theories and concepts of cinematherapy in working with children with mental disorders. Part 1. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2019;(4):143-153. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2078-1024-2019-14015

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)