Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Анализ научных подходов к рассмотрению потенциала кинотерапии в работе с детьми, имеющими психические отклонения. Часть 2. Комплексный социологический анализ теоретических основ оказания адресной помощи

https://doi.org/10.24411/2078-1024-2020-11013

Аннотация

Тема влияния кинотерапии на детей, имеющих психические отклонения, является актуальной для современной социологической и психологической теории и практики. Научная проблема состоит в противоречии между потребностями социальной практики в применении эффективных социальных и психологических технологий в работе с детьми с психическими отклонениями, с одной стороны, и неразработанностью методологических и технологических основ для оказания помощи таким несовершеннолетним - с другой. Целью исследования является анализ различных подходов, теорий и концепций кинотерапии, которые могли бы быть применимы в работе с детьми, имеющими психические отклонения. Используемые методы: компаративистский метод; сравнительно-исторический метод; комплексный анализ; синтез; систематизация; типологизация. Результаты исследования показали, что наиболее универсальными для внедрения в социально-психологическую практику являются научные концепции Б. Вудера (избавления от проблем эмоционального характера посредством применения специально подобранных художественных фильмов, реализуемых в конкретных киножанрах) и А. Менегетти (синемалогии - дешифрования образных посланий кинопродукции и осуществления адекватного самооценивания, извлечения и закрепления полученной информации в качестве урока). Однако использование данных концепций предъявляет высокие требования к кинотерапевту, мотивируя его к постоянному совершенствованию собственной практики и учету вида психических отклонений.

Об авторах

Дмитрий Вячеславович Босов
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Россия


Руслан Юрьевич Доля
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Россия


Список литературы

1. Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга: на примере студентов гуманитарного профиля: дис.. канд. психол. наук. Казань, 2011. 157 с.

2. Березин С.В. Кинотерапия и кинотренинг: практическое пособие для психологов и социальных работников. Самара, 2003. 112 с.

3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб.: Эксмо-Пресс, 2002. 251 с.

4. Босов Д.В. Мейнстрим-кинематограф как фактор формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. … канд. социол. наук. СПб., 2017. 196 с.

5. Босов Д.В. Отечественный мэйнстрим-кинематограф и студенческая молодежь // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 2, №2(62). С. 7-11.

6. Волкова О.А., Босов Д.В. Образ женщины-программистки в кинофильмах и сериалах // Женщина в российском обществе. 2018. №3. С. 97-103.

7. Верхотурова И.Н. Кинотренинг как средство развития социального интеллекта подростков с девиантным поведением // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. Т. 14. С. 188-190.

8. Данина М.М. Кинотерапия как средство развития саногенного мышления // Человек. Сообщество. Управление. 2011. №1. С. 98-123.

9. Дмитриева В.А., Одинцова В.В., Намди Д.М. Психология кино: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУ, 2016. 44 с.

10. Захарова Е.И., Карабанова О.А. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. №2(30). С. 57-65.

11. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.

12. Макеева С.А., Макеева А.А. Киноискусство как средство арт-терапии при работе с детьми // Молодой ученый. 2017. №1.1. С. 76-78.

13. Пантюк И.В. Методы и технологии социальной работы: конспект лекций. Минск: БГУ, 2014. 301 с.

14. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический Проект, 2002. 832 с.

15. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Воронеж, 2003. 176 c.

16. Тенбрук Ф. Репрезентативная культура // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12, №3. С. 93-120.

17. Ballard M.B. The Family Life Cycle and Critical Transitions: Utilizing Cinematherapy to Facilitate Understanding and Increase Communication // Journal of Creativity in Mental Health. 2012. No. 2. Р. 212-219.

18. Schulenberg S.E. Psychotherapy and Movies: On Using Films in Clinical Practice // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2003. Vol. 33, No. 1. P. 35-48.

19. Walter F.O. Cine-education en America Latina: reflexiones metodologicas a partir del dialogo Brasil - Cuba // Campinas. - SP. 2019. Vol. 21, No. 1. P. 105-125.

20. Wolz Birgit. E-Motion Picture Magic: A Movie Lover's Guideto Healing and Transformation. Centennial: Glenbridge Publishing Ltd., 2004. 231 р.


Рецензия

Для цитирования:


Босов Д.В., Доля Р.Ю. Анализ научных подходов к рассмотрению потенциала кинотерапии в работе с детьми, имеющими психические отклонения. Часть 2. Комплексный социологический анализ теоретических основ оказания адресной помощи. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020;(1):130-139. https://doi.org/10.24411/2078-1024-2020-11013

For citation:


Bosov D.V., Dolya R.Yu. Analysis of scientific approaches to considering the potential of cinema therapy in working with children with mental disabilities. Part 2. Integrated sociological analysis of the theoretical bases of casework. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2020;(1):130-139. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2078-1024-2020-11013

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)