Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

К вопросу формирования профессиональных компетенций при подготовке бакалавров направления 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» в условиях инклюзивной практики

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-1-80-86

Аннотация

Процессы модернизации в образовании, происходящие в настоящее время, направлены на повышение уровня профессиональной компетентности личности современного педагога-дефектолога, на создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала всех участников образовательно-воспитательного процесса. Все более значимым в настоящее время становится инклюзивный подход в образовании, соответственно, объективно возрастает значение профессиональной компетентности будущих педагогов, повышая их конкурентоспособность. Основываясь на ключевых, базовых и специальных уровнях профессиональной подготовленности молодых специалистов, перспективы развития и совершенствования области коррекционной педагогики начинают занимать доминирующие позиции в специальном образовании. Проблема исследования заключается в раскрытии актуальных вопросов формирования профессиональных компетенций, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в условиях инклюзивной практики. Цель исследования: определить основные профессиональные компетенции студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» с учетом инклюзивного подхода в педагогической деятельности. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Опытно-экспериментальной базой выступило ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет». Результаты исследования: раскрыты понятия «профессиональная компетентность», «инклюзивная педагогическая практика»; определены три основных блока профессиональных компетенций педагогов-дефектологов (ключевой, базовый, специальный), характер их реализации в условиях инклюзивной практики. Ключевые выводы: формирование у обучающихся профессиональных компетенций (ключевых, базовых, специальных) является неоспоримым залогом успешного развития в процессе инклюзивной педагогической практики диагностических, проектировочных, организаторских, коммуникативных способностей личности; ключевые компетенции определяют анализ и синтез собственной педагогической деятельности, базовые компетенции обусловливают знания, умения и навыки, применяемые в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, специальные - отражают профессиональную готовность будущих специалистов в осуществлении специального коррекционного образовательного процесса.

Об авторе

Елена Юрьевна Фирсова
ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет»
Россия


Список литературы

1. Бетанова С.С. Условия профессиональной деятельности психолога, работающего с детьми-инвалидами, как системообразующий фактор готовности к ней // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 4. С. 168-176.

2. Коновалов А.А. Формирование профессионально-специализированных компетенций студентов-бакалавров при реализации компетентностного подхода // Вестник ВГУ. 2017. № 3. С. 40-44.

3. Крылова О.Ю., Фирсова Е.Ю. Формирование культурологической компетентности студентов в условиях инклюзивного образования // Педагогический журнал. 2018. № 6А. С. 371-378.

4. Семенов К.Б., Семенова А.С. Инклюзивный образовательный процесс и нравственные ценности // Право и образование. 2020. № 8. С. 35-41.

5. Савельева Н.Г. К вопросу профессионального сопровождения молодых специалистов: учителей-логопедов, дефектологов // Актуальные проблемы специального образования и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы Международной научно-практической конференции. Владимир, 2019. С. 125-129.

6. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск. 2002. С. 22-29.

7. Boehner M. Kompetenzorientierung «in action»: Kompetenzorientierung in der paedagogischen Praxis // Literaturangaben, Abb. ln: Erziehungswissenschaft und Beruf: Vierteljahresschrift fitr Unterrichtspraxis und Lenrerbildung. 2011. T. 2. P. 189-211.

8. ФГОС ВО 3++ Образование и педагогические науки по направлению бакалавриата 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440303_B_3_20032018.pdf, свободный. - (дата обращения 15.03.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Фирсова Е.Ю. К вопросу формирования профессиональных компетенций при подготовке бакалавров направления 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» в условиях инклюзивной практики. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021;(1):80-86. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-1-80-86

For citation:


Firsova E.Yu. On the issue of forming professional competencies in the preparation of bachelors of the direction 44.03.03 «Special (defectological) education» in inclusive practice. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2021;(1):80-86. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-1-80-86

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)