№ 1 (2021)
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
13-20 108
Аннотация
В последнее время проблема взаимосвязи монументальной политики и политики исторической памяти все чаще привлекает внимание ученых и общественности. Это обусловлено тем, что периодически возникают конфликтные ситуации, связанные с публично оформленной исторической памятью в виде монументального искусства. В статье предпринята попытка, опираясь на научные концепции М. Хальбвакса, Я. Ассмана и др., осмыслить понятия политики памяти, исторической памяти и их влияние на формирование монументальной политики и культуры коммеморации. Рассмотреть монументальную политику как инструмент политики памяти в контексте современных социально-политических процессов на Кавказе, ее роль в конструировании национальной идентичности, поддержании исторической памяти и влиянии на межэтнические отношения. В ходе исследования автор опирался на метод ретроспективного анализа, т.к. постановка проблемы требовала реконструкции исторического процесса, фиксации имеющихся выводов и их влияние на состояние общественного мнения. Сочетание ретроспективного и проблемно-хронологического методов с принципами историзма и объективности позволило рассмотреть события во взаимосвязи и непредвзято.
21-31 53
Аннотация
Развитие современного Российского государства по пути построения демократического правового общества обусловливает необходимость анализа и использования позитивного опыта предшествующих десятилетий, в том числе национально-регионального его составляющего. С учетом этого, опираясь на достоверный фактический материал, значительная часть которого впервые вводится в научный оборот, на исследования, затрагивающие данную научную проблему, впервые в отечественной историографии предпринята попытка проанализировать гендерный аспект формирования и развития новой интеллигенции в Дагестане в 1920-е годы в динамике. При этом, основываясь на принципах научности, историзма, системности и объективности, в статье особое внимание обращено на показ региональных особенностей формирования и развития новой интеллигенции в многонациональной республике. Завершая анализ данной научно-исследовательской проблемы, автор приходит к обоснованному выводу о том, что органами власти Дагестана при активной поддержке федерального центра была проделана значительная работа по подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием для отраслей материального производства и социально-культурной сферы. Однако к концу анализируемого десятилетия регион продолжал испытывать серьезные трудности в удовлетворении запросов отраслей экономики и социально-культурной сферы в подготовленных специалистах, особенно из числа дагестанок.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
32-38 110
Аннотация
Важным фактором совершенствования профессиональной подготовки кадров в ведомственном вузе МВД РФ является достижение высокого уровня развития физических качеств, в частности силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости и гибкости, которые в большой мере обусловливают успешность дальнейшего формирования в будущих правоохранителях рациональной техники самозащиты без оружия в условиях рукопашного боя, а также тактико-специальной подготовки (ТСП) и психологической готовности к несению службы. Основное значение в тактической подготовке сотрудников ОВД отводится образовательным организациям МВД, где курсанты в рамках специально разработанных программ получают подготовку не только по физической, но и по тактико-специальной подготовке, а также получают практику по огневой подготовке. В ходе ТСП курсанты учатся действовать слаженно в условиях чрезвычайной ситуации, придерживаться такой линии поведения, которая соответствует требованиям законодательства, знакомятся с методами и инструментами, эффективными в условиях сложной оперативной обстановки. Методика преподавания ТСП включает не только теоретические, но и практические занятия, что обусловлено спецификой как знаний, навыков и умений, передаваемых на таких занятиях, так и условиями оперативной обстановки, в которых курсантам придется применять данные знания. Теоретическое описание содержания и направлений профессиональной подготовки сотрудников ОВД (физической, ТСП, психологической) позволяет выявить характерную черту общей профессиональной подготовки сотрудников ОВД - тесную взаимосвязь между данными направлениями подготовки. Ключевые выводы: Выявлены междисциплинарные связи тактико-специальной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Показано, что современные квалификационные требования к сотруднику полиции могут быть реализованы только как системное сочетание параметров тактико-специальной, огневой, психологической и физической подготовленности.
39-45 53
Аннотация
Актуальность темы исследования определяется возрастанием рисков, которые влечет за собой некорректная коммуникация как профессиональная, так и межличностная внутри экипажа судна, что, в свою очередь, подчеркивает важность профессиональной англоязычной подготовки судоводителя, которая начинается в период обучения в вузе и длится на протяжении всей карьеры моряка. Требования к владению навыками профессиональной англоязычной коммуникации регламентированы международными стандартами, что имеет большое значение при оценке профессиональной компетентности судоводителя. Проблема исследования сформулирована следующим образом: как англоязычная профессиональная подготовка в морском вузе влияет на межличностные отношения в смешанных экипажах, профессиональный рост моряка и снижает риски в его профессиональной деятельности? Целью исследования является определение основных задач вузовской профессиональной англоязычной подготовки судоводителей в формате ведения переговоров на море с целью минимизации возможных рисков в работе вахтенного помощника капитана. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Опытно-экспериментальной базой выступил Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова. Результаты исследования: дан анализ рисков в профессиональной деятельности судоводителя, выявлены факторы и обозначены последствия, которые несут риски в море; раскрыты значения понятий «языковой барьер», «человеческий фактор», «барьер непонимания», «коммуникативный риск»; обосновано влияние гибких навыков на безопасность жизнедеятельности и работы в команде; описана теория непрерывной профессиональной англоязычной подготовки моряков. Ключевые выводы: коммуникативные навыки у судоводителей должны формироваться путем интегрирования английского языка в дисциплины профессионального цикла; внедрение современных образовательных технологий в процесс обучения профессиональному морскому английскому языку, непрерывное повышение квалификации преподавателей английского языка, развитие социального партнерства будет способствовать повышению эффективности самого процесса.
46-52 69
Аннотация
На сегодняшний день информационные технологии во всем мире стремительно развиваются, поэтому современному человеку необходимо заниматься самообразованием и самосовершенствованием в области освоения таких технологий. В связи с быстрым развитием информатизации общества и условий обучения в период пандемии возрастает потребность в повышении компьютерной грамотности нынешних и будущих учителей, т.к. компьютер в современном мире является основным устройством в работе учителя и в обучении студента. В связи с этим, формирование компьютерной грамотности среди студентов педагогических вузов и учителей в нынешних условиях обучения является актуальной проблемой. В соответствии с проблемой главной целью в статье является проведение анализа работ, как отечественных ученых, так и зарубежных, посвященных проблемам подготовки будущих учителей в условиях развития информатизации общества и пандемии. Для более подробного анализа и изучения проблемы в статье используется теоретический метод исследования, который реализуется в рассмотрении основополагающих определений компьютерной грамотности, в выделении основных уровней обладания ею. Результатом проведенного анализа является перечисление и описание основных навыков, которыми должен обладать студент педагогического вуза и работник в области образования для работы с информацией на компьютере, а также рассмотрение на примерах применения компьютерных программ в профессиональной деятельности учителя в условиях пандемии. Таким образом, повышение компьютерной грамотности является неотъемлемым процессом в информационном обществе особенно в период активного использования дистанционных образовательных технологий.
53-60 46
Аннотация
Наличие в актуальных ФГОС ВО 3++ указания на необходимость формирования у обучающихся универсальных компетенций активизировало научно-педагогическую общественность к поиску путей решения данной проблемы. Статья раскрывает возможности дисциплины «Тренинг профессиональной коммуникации» в формировании универсальных компетенций в процессе профессионального обучения бакалавров в вузе по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность «Психология и социальная педагогика». Цель исследования: раскрыть опыт формирования у обучающихся универсальных компетенций как фактора повышения эффективности образовательного процесса. Методы исследования представлены совокупностью теоретических методов познания - обобщения, проектирования, сравнения, прогнозирования. Результаты исследования: уточнена категория «универсальные компетенции» и ее индикаторы; предложены планируемые результаты обучения по дисциплине «Тренинг профессиональной коммуникации» в контексте компетентностно-ориентированного подхода, разработана критериальная шкала оценки сформированности универсальной компетенции УК-3 по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» в рамках изучения дисциплины «Тренинг профессиональной коммуникации». Ключевые выводы: универсальные компетенции - это определенные качества, виды поведения, которые люди склонны проявлять, стремясь к достижению рабочих целей; перечень планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС ВО 3++ соотносится с индикаторами достижения каждой универсальной компетенции через триаду «знает; умеет; владеет» по каждому индикатору достижения компетенций; критериальная шкала оценки сформированности универсальной компетенции УК-3 по соответствующему направлению подготовки включает четыре уровня: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично, которые выявляются в процессе текущего и промежуточного контроля знаний у обучающихся по учебной дисциплине.
61-66 67
Аннотация
Важность и необходимость внедрения дистанционного обучения обусловлены глобальной ситуацией с коронавирусной инфекцией с начала 2020 года, следствием которой выступил экстренный переход образовательных учреждений в режим онлайн. Активное применение технологий дистанционного обучения изменило концепцию всей системы образования, его организационные и содержательные аспекты [4, с. 293]. Поэтому сегодня особенно востребованы исследования, посвященные опыту использования и взаимодействия между субъектами образовательного процесса именно технологий дистанционного обучения в профессиональном образовании, оптимизации организационно-содержательных и методических вопросов в этой сфере. Проблема исследования заключается в раскрытии актуальных аспектов дистанционного обучения в профессиональном образовании. Цель исследования: обозначить актуальные вопросы дистанционного обучения в профессиональном образовании в современных условиях. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Опытно-экспериментальной базой выступил ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет». Результаты исследования: раскрыто понятие «дистанционное обучение»; описана концепция дистанционного обучения в профессиональном образовании; описаны новые технологические образовательные тренды; выявлены проблемы реализации дистанционного образования в современных условиях. Ключевые выводы: дистанционное обучение относится к инновационным образовательным технологиям, обеспечивающим доступность и качество образовательного процесса на расстоянии в режиме онлайн; средствами реализации дистанционного обучения являются обучающие платформы, интернет-ресурсы; дистанционное обучение способствовало появлению новых технологических образовательных трендов: облачных сервисов, массовых открытых онлайн-курсов, адаптивному обучению, поведенческой аналитике и др.; актуальными вопросами дистанционного обучения в профессиональном образовании являются качество профессиональной подготовки будущих специалистов в дистанционном формате, отсутствие общепринятых стандартов дистанционной организации и процедуры оценки знаний обучающихся, технические трудности и др.
67-72 66
Аннотация
Проблема разработки эффективных образовательных технологий в формате дистанционного обучения остается одной из самых актуальных для мировой системы образования. Главнейшим инициатором актуализации обучающих онлайн-платформ явилась пандемия COVID-19, которая выявила проблемы перехода всех учебных заведений в режим онлайн. Проблема исследования заключается в необходимости разработки эффективной педагогической технологии дистанционного обучения как фактора повышения эффективности образовательного процесса. Цель исследования: представить опыт дистанционного обучения как фактор повышения эффективности образовательного процесса. Задачи исследования: уточнить понятие «дистанционное обучение»; раскрыть концепцию дистанционного обучения; описать опыт применения обучающих онлайн-платформ Moodle и Microsoft Teams; выявить преимущества и недостатки дистанционного обучения в современной образовательной практике. Методология и методы исследования. Источниками информации послужили научные статьи по теме исследования, сведения с официальных сайтов. Применялись методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Результаты исследования: обоснованы предпосылки популяризации дистанционного обучения в современной практике учебных заведений; описан опыт дистанционного обучения на примере апробации онлайн-платформ Moodle и Microsoft Teams; определены преимущества и недостатки дистанционного обучения в современной образовательной практике. Ключевые выводы: дистанционное обучение основано на использовании цифровой образовательной среды (информационно-коммуникативных ресурсов); концепция дистанционного обучения предусматривает три разновидности дистанционного обучения: синхронное, асинхронное и смешанное; онлайн-платформы Moodle и Microsoft Teams являются оптимальными для организации удаленного обучения.
73-79 86
Аннотация
Главнейшей задачей государственной социальной политики является становление цифрового общества, развитие цифровой экономики как актуальной сферы жизнедеятельности людей. Это обусловило переход многих сфер на цифровые технологии: образования, здравоохранения, сферы услуг, сервиса и др. Актуализировали данный процесс и объективные обстоятельства мирового масштаба весны 2019 года, связанные с повсеместным распространением коронавирусной инфекции, что требовало оптимизации дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение в удаленном формате. Воплощение в жизнь новой идеи электронного образования неразрывно связано с процессом его цифровизации. Проблема исследования: каковы факторы электронного обучения в вузе как новой образовательной парадигмы? Цель исследования: раскрыть сущность электронного обучения в вузе, его цели, компоненты и функции. Методологию исследования составила совокупность методов научного познания: обобщения, анализа, синтеза. Результаты исследования: раскрыты теоретико-методологические предпосылки цифровизации образования как новой образовательной парадигмы; определены функции цифрового образования; выявлены технологические бренды электронного образования; раскрыто понятие «цифровая грамотность». Ключевые выводы: электронное обучение представляет собой инновационную образовательную парадигму, основанную на трансформации образовательного процесса (изменение ориентиров, организационно-управленческих форм, технологий, средств обучения) в направлении использования цифровой образовательной среды; электронное образование выполняет функцию инструмента, среды, открывающей новые возможности обучения посредством применения технологических брендов (облачных технологий, онлайн-курсов, «мобильного» обучения, адаптивного обучения, искусственного интеллекта, поведенческой аналитики, геймификации). Результаты исследования могут использоваться при дальнейшем теоретико-методологическом обосновании проблемы электронного обучения в высшей школе, в практической деятельности современных научно-педагогических работников в условиях цифровизации образовательного пространства.
80-86 88
Аннотация
Процессы модернизации в образовании, происходящие в настоящее время, направлены на повышение уровня профессиональной компетентности личности современного педагога-дефектолога, на создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала всех участников образовательно-воспитательного процесса. Все более значимым в настоящее время становится инклюзивный подход в образовании, соответственно, объективно возрастает значение профессиональной компетентности будущих педагогов, повышая их конкурентоспособность. Основываясь на ключевых, базовых и специальных уровнях профессиональной подготовленности молодых специалистов, перспективы развития и совершенствования области коррекционной педагогики начинают занимать доминирующие позиции в специальном образовании. Проблема исследования заключается в раскрытии актуальных вопросов формирования профессиональных компетенций, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в условиях инклюзивной практики. Цель исследования: определить основные профессиональные компетенции студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» с учетом инклюзивного подхода в педагогической деятельности. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Опытно-экспериментальной базой выступило ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет». Результаты исследования: раскрыты понятия «профессиональная компетентность», «инклюзивная педагогическая практика»; определены три основных блока профессиональных компетенций педагогов-дефектологов (ключевой, базовый, специальный), характер их реализации в условиях инклюзивной практики. Ключевые выводы: формирование у обучающихся профессиональных компетенций (ключевых, базовых, специальных) является неоспоримым залогом успешного развития в процессе инклюзивной педагогической практики диагностических, проектировочных, организаторских, коммуникативных способностей личности; ключевые компетенции определяют анализ и синтез собственной педагогической деятельности, базовые компетенции обусловливают знания, умения и навыки, применяемые в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, специальные - отражают профессиональную готовность будущих специалистов в осуществлении специального коррекционного образовательного процесса.
87-93 96
Аннотация
Цифровизация высшего образования и наметившиеся тенденции дальнейшего совершенствования и внедрения электронного обучения и технологий дистанционного обучения выявили необходимость в переосмыслении практик реализации профессионально-ориентированной языковой подготовки в вузе и обусловили переход к смешанной модели обучения. Цель исследования: раскрыть потенциал смешанного обучения в преподавании дисциплины «иностранный язык». Методы исследования: метод выделения, обобщения и распространения передового педагогического опыта. Результаты исследования: обоснован потенциал смешанного обучения в преподавании дисциплины «иностранный язык»; проведен анализ исследований, касающихся проблемы смешанного обучения при обучении иностранному языку. Ключевые выводы: Интеграция цифровых образовательных ресурсов и технологий e-learning (VLE и MIND) при реализации смешанного формата профессионально-ориентированной языковой подготовки в техническом вузе расширяет возможности для создания цифрового образовательного пространства как неотъемлемого компонента образовательной деятельности в современных условиях. Смешанное обучение позволяет решить проблему повышения качества профессионально-ориентированной языковой подготовки и организации академического взаимодействия в ротационном режиме; метапредметный подход в обучении иностранному языку для профессиональных целей создает возможности для использования существующих и разработки собственных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР); интеграция ИКТ позволяет достичь качественно нового уровня доставки образовательного контента.
94-101 83
Аннотация
В статье рассматривается проблема эффективного обучения письменной иноязычной коммуникации, обосновывается необходимость разработки методики обучения письменной иноязычной коммуникации в неязыковом вузе. Актуальность работы обусловлена высоким интересом работодателей к владению сотрудниками иноязычным деловым дискурсом. Владение навыками делового письма является одним из факторов успешности молодого специалиста. Изучение вопроса подготовки компетентных специалистов остается в проблемном поле в части вопроса обучения письменной иноязычной коммуникации в неязыковом вузе. Проблема обучения иноязычному письму затрагивалась, однако в условиях неязыкового вуза задача обучения иноязычному дискурсу остается актуальной и требует разрешения противоречия между потребностью общества в специалистах, обладающих письменной иноязычной коммуникативной компетенцией, и разработанностью вопроса обучения письменной иноязычной коммуникации в условиях неязыкового вуза. Цель исследования - разработка методики развития письменной иноязычной коммуникативной компетенции на практических занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. В ходе исследования была проанализирована литература по теме, использовались методы наблюдения и сравнения, проведен педагогический эксперимент. Результаты исследования имеют практическую значимость: могут быть использованы преподавателями иностранного языка в неязыковом вузе по дисциплинам «Профессиональный иностранный язык», «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык профессионального общения», «Иностранный язык делового профессионального общения», «Иностранный язык в профессиональной сфере», «Технический иностранный язык», «Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности», «Иностранный язык по профилю подготовки». Исследование показало, что обучение письменному деловому дискурсу будет более успешным, если процесс обучения построить на коммуникативно-когнитивном подходе, содержание учебных материалов будет носить ситуационный характер, разработать эффективную систему контроля.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Инна Николаевна Гучетль,
Татьяна Александровна Иващенко,
Татьяна Вячеславовна Манченко,
Елена Сергеевна Двойникова
102-110 105
Аннотация
Социокультурные реалии современного общества актуализировали повышение ценности здорового образа жизни, дающего человеку некоторые гарантии в непростой ситуации экологических, социально-экономических, биотехнологических угроз. В этой связи одной из приоритетных задач современной системы образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Студенты относятся к социально незащищенной группе, поэтому вопросы сохранения, укрепления и формирования ценностного отношения к здоровью являются одной из важнейших проблем современности. Система образования, как база для стабилизации и развития социальной структуры, должна обеспечить формирование личности с определенными потребностями, которые будут способствовать сохранению здоровья. Сегодня остается стабильным число студентов, ведущих малоподвижный образ жизни и подверженных таким вредным привычкам, как курение, употребление алкогольных напитков и пр. В данной статье рассмотрена проблема социального стимулирования формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни, проведен анализ подходов к основным понятиям. К ним относится: «стимул», «социальное стимулирование», «педагогическое стимулирование», «здоровье», «здоровый образ жизни». Также определены принципы деятельности педагогов вузов по формированию у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни.
111-118 77
Аннотация
В статье дается анализ современных интернет-технологий, которые оказывают существенное влияние на процесс взаимоотношений между гражданским обществом и государством, рассматриваются возможности построения диалога между органами государственной власти с представителями различных социальных групп, с использованием современных интернет-технологий. Отдельное внимание уделяется системе интернет-коммуникаций как важному принципу в реализации политики открытости и доступности в деятельности органов государственной власти, приоритетность которой отмечается в соответствующих нормативно-правовых актах. Статья раскрывает механизм общения граждан с органами государственной власти и местного самоуправления через систему государственных порталов. В этой связи, следует выделить важную особенность интернет-диалога в настоящее время: это тесное взаимодействие между субъектами коммуникации, которое увеличивается благодаря современным техническим характеристикам Интернета. Актуальность статьи обусловлена появлением серьезного научного интереса к новым формам интернет-коммуникации. Целью данной статьи является изучение и рассмотрение особенностей современного интернет-диалога между субъектами коммуникации, который увеличивается благодаря современным техническим характеристикам Интернета. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи: - изучить понятие, формы и организацию общения через Интернет; - выяснить преимущества и недостатки виртуального общения; - рассмотреть особенности диалога в сети Интернет. Практическая значимость статьи заключается в использовании положений и выводов в процессе коммуникации между государством и гражданским обществом. Методологическую основу статьи составил системный подход, а также методы сравнения и наблюдения. Таким образом, информационно насыщенная среда может выступать эффективной площадкой для взаимодействия различных людей и социальных групп, представляя собой одно из универсальных средств общения и передачи информации. С ростом современных компьютерных технологий, формы и способы интернет-коммуникаций постоянно меняются и совершенствуются. Следует отметить, что интернет-пространство является частью современного общества, в котором каждый человек имеет возможность самореализации, что в свою очередь вызывает огромный интерес к этой теме со стороны ученых.
119-124 54
Аннотация
Статья подготовлена на тему, актуальную для современной социологической науки и социальной практики. Проблема исследования заключается, с одной стороны, в важности развития муниципального образования за счет контрактов о муниципально-частном сотрудничестве, а с другой стороны, в отсутствии комплексного научного понимания барьеров реализации этого процесса. Целью исследования является оценка эффективности управленческих практик сити-менеджеров, в частности, их потенциала привлечения частного капитала в муниципалитет. Методологическая база исследования в общетеоретическом плане основывается на новой теории институтов, в частности на концепции институциональной эволюции Д. Норта, а в конкретно-прикладном - на фокусированных интервью, проведенных с представителями бизнес-сообщества и местной администрации в Южном федеральном округе. В результате проведенных исследований выявлены следующие препятствия эффективной работы сити-менеджеров: имитационные практики, низкая квалификация муниципальных служащих, снижение доверия предпринимателей, высокие экономические риски и институциональная неустойчивость. Для преодоления вышеописанных проблем выдвинуты следующие рекомендации: решить проблемы стыковки закона о ГЧП и МЧП с антикоррупционным законодательством, создать орган сопровождения поддержки проектов МЧП и повысить доверие бизнеса к муниципалитету путем установки четких «правил игры» в экономическом пространстве.
ISSN 2078-1024 (Print)