Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Концептуализация понятия цифровой зрелости университета в контексте цифровой трансформации высшего образования

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-1-110-120

Аннотация

Цифровая трансформация как закономерный этап развития любой организации в контексте новых социально-экономических условий требует выработки общих моделей протекания данного процесса, а также систем оценки достижений основных показателей цифрового развития. В РФ перед системой высшего образования президентом и правительством поставлена цель достижения «цифровой зрелости» как приоритетного направления «Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования». Сегодня во многих российских организациях высшего образования идет разработка программ цифровой трансформации, а это требует анализа текущей ситуации, понимание и ранжирование проблем, а также построение и прогноз возможных рисков и эффектов.

Цель статьи - анализ зарубежных и отечественных теоретических источников, раскрывающих понятие, модели и методы оценки «цифровой зрелости» организаций высшего образования. Методы исследования - качественный метод анализа документов.

Результаты и обсуждение. Терминология в контексте исследования «цифровой зрелости» университета находится в стадии активного развития. В отношении концепта формируются разные подходы: биологический, психологический, процессный. Категория осмысляется и как результат, и как предпосылка цифровой трансформации университетов. В РФ выработано нормативное понимание, определяющее стратегические приоритеты цифрового развития системы высшего образования. На настоящий момент концепт апробирован на нескольких моделях оценки цифровой зрелости зарубежных и отечественных вузов, однако результаты также не позволяют говорить о сформированной концепции данного феномена.

Об авторах

Галина Алексеевна Банных
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Россия

Банных Галина Алексеевна, кандидат социологических наук, доцент, доцент ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина»

Екатеринбург

тел.: +7 (922) 295 87 54



Светлана Николаевна Костина
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Россия

Костина Светлана Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, доцент ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина»

Екатеринбург

тел.: +7 (912) 204 22 75



Список литературы

1. Dominguez A. Has your company achieved digital maturity? [Электронный ресурс] //December 25, 2017. Режим доступа: https://ehorus.com/digital-maturity/

2. Хачатрян Г.А., Мухина И.В. Управление цифровой трансформацией компании: корпоративная модель экспресс-оценки «цифровой зрелости» // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020. № 3 (27). С. 149-162. (на рус.)

3. Rossmann A. Digital Maturity: Conceptualization and Measurement Model // Thirty Ninth International Conference on Information Systems, San Francisco? 2018. URL: https://www.researchgate.net/profile/Alexander-Rossmann-2/publication/345760193_Digital_Maturity_Conceptualization_and_Measurement_Model/links/5face798299bf18c5b6a0a20/Digital-Maturity-Conceptualization-and-Measurement-Model.pdf

4. Westerman G., Bonnet D., McAfee A. The Nine Elements of Digital Transformation // MIT Sloan Management Review. 2014. № 55 (3). P. 1-6.

5. Aslanova I.V., Kulichkina A. I. Digital maturity: definition and // Advances in Economics, Business and Management Research. 2020. Vol. 138. P. 443-449.

6. Kane G.C. Digital Maturity, Not Digital Transformation // MIT Sloan Management Review. 2017. № 44 (4). Р. 34-41.

7. Westerman, G., Bonnet, D., McAfee A. Leading Digital: Turning Technology Into Business Transformation. Boston: Harvard Business Review Press, 2014. 256 p.

8. Саввинов В.М., Иванов П.П., Стрекаловский В.Н. Методы и принципы оценки цифровой зрелости образовательных организаций // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2021. № 2 (22). С. 28-40. (на рус.)

9. Hummel K., Schenk B. Digital maturity in the administration of a university of applied sciences // In: Central and Eastern European eDem and eGov Days. 2-3 mai 2019, Budapest. Vienna, Austria: Facultas Verlags- und Buchhandels, 2019. P. 307-315.

10. Burek V., Begicevic Redep N., Divjak B. Digital Maturity Framework for Higher Education Institutions [Электронный ресурс] // Proceedings of the Central European Conference on Information and Intelligent Systems. 2017. P. 99-106. URL: http://higherdecision.foi.hr/sites/default/files/%C4%90urek,%20V.,%20Begi%C4%8Devi%C4%87%20Re%C4%91ep,%20N.,%20Divjak%20B.,_Digital%20Maturity%20Framework%20for%20Higher%20Education.pdf

11. Курбацкий В.Н., Бусыгин Д.Ю. Аудит цифровой зрелости университета на основе методологии Cobit // Бухгалтерский учет и анализ. 2019. № 7 (271). С. 20-25. (на рус.)

12. Doneva R., Gaftandzhieva S., Totkov G. Digital maturity model for Bulgarian higher education institutions // EDULEARN19 Proceedings. 2019. P. 6111-6120.

13. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (на рус.)

14. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования [Электронный ресурс] // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_390417/ (на рус.)

15. Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» [Электронный ресурс]: Приказ Минцифры России от 18.11.2020 № 600 // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372437/ (на рус.)


Рецензия

Для цитирования:


Банных Г.А., Костина С.Н. Концептуализация понятия цифровой зрелости университета в контексте цифровой трансформации высшего образования. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(1):110-120. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-1-110-120

For citation:


Bannykh G.A., Kostina S.N. Conceptualization of the concept of digital maturity of a university in the context of digital transformation of higher education. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(1):110-120. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-1-110-120

Просмотров: 243


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)