Развитие педагогического образования на Кубани и в Адыгее в 20-е гг. ХX века
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-26-34
Аннотация
В статье на широком фактическом материале исследуются содержание, формы и результаты развития педагогического образования на Кубани и в Адыгее в 20-е гг. ХХ в. в контексте решения государственных задач и развития местной социокультурной среды. На основе проведенного исследования авторы пришли к выводу о том, что в рассматриваемый период не приходилось говорить о существовании плановых начал и некой системы в его организации. В ходе реализации установок центральных властей по подготовке кадров учителей-социалистов не учитывались реальные местные условия: низкий уровень грамотности населения, отсутствие необходимой финансовой и материальной основы, подготовленных кадров и опыта соответствующей организаторской работы. Негативно на качественном уровне нового учительства сказывался классовый отбор, направленный на его пролетаризацию. В качестве основного результата развития педагогического образования отмечено приобретение организационного опыта, необходимого для масштабной плановой подготовки кадров, развернувшейся с начала 30-х гг. ХХ в.
Об авторах
Зарема Январбиевна ЕмтыльРоссия
Емтыль Зарема Январбиевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии и психологии
Краснодар
тел.: +7 (918) 430 25
Максим Владимирович Вазанков
Россия
Вазанков Максим Владимирович, аспирант кафедры истории, философии и психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»; преподаватель Краснодарского кооперативного института (филиал) РУК
Краснодар
тел.: +7 (918) 197 06
Список литературы
1. Амо А. Пролетаризация высшей школы // Революция и культура. 1929. № 4. С. 14-21.
2. Бекижев М.М. Формирование социалистической интеллигенции у народов Северного Кавказа (1917-1941 гг.). Черкесск, 1978. 285 с.
3. ГАКК. Ф. р-365. Оп. 1. Д. 1130.
4. ГАКК. Ф. р-365. Оп. 5. Д. 135.
5. ГУНАРА. Ф. р-1. Оп. 1. Д. 37.
6. ГУНАРА. Ф. р-730. Оп. 1. Д. 14.
7. ГУНАРА. Ф. р-1. Оп. 1. Д. 229.
8. ГУНАРА. Ф. р-21. Оп. 1. Д. 50.
9. Денисова Н.Н. Культурная революция в Адыгее: предыстория, содержание, противоречия // Вестник науки Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева. 2017. № 13. С. 85-91.
10. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция: формирование и деятельность в исторической динамике ХГХ в. - начала 30-х гг. ХХ в. Краснодар: Дом-Юг, 2010. 352 с.
11. Каймаразов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. М.: Наука, 1988. 334 с.
12. Кононенко В.М. Развитие высшего образования на юге России (20-90-е годы ХХ века): дис. ... д-ра ист. наук. Ставрополь, 2006. 619 с.
13. Кубанский университет. Материалы по изучению истории вуза. Краснодар, 1987. 29 с.
14. Культурное строительство в Адыгее (1922-1937): сборник документов и материалов. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1958. 380 с.
15. Культурное строительство в РСФСР: документы и материалы (1917-1977). Т. 2, ч. 1. Документы и материалы 1928-1941. М., 1985. 396 с.
16. Культурное строительство в РСФСР: документы и материалы. 1917-1927. Т. 1, ч. 2. Документы и материалы. 1921-1927 . М., 1984. 364.
17. Куценко И.Я. Революция и культура. Очерк истории борьбы партийной организации Северного Кавказа за осуществление культурной революции в 1918-1932 годах. Краснодар, 1973. 245 с.
18. Наумова А.Г. Становление и развитие высшего образования на Кубани: исторический аспект: На примере вузов г. Краснодара (1918-1970 гг.): автореферат дис. ... канд. ист. Наук. Краснодар, 2005. 27 с.
19. Революция и горец. 1928. № 1.
20. Революция и горец. 1931. № 4.
21. О школах национальных меньшинств: Постановление народного комиссариата просвещения от 31 октября 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. М.: Упр. делами Совнаркома СССР, 1942. С. 1101-1102.
22. О рабочих факультетах: Декрет Совета Народных Комиссаров от 17 сентября 1920 г. //Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1943. С. 576.
23. ЦДНИКК Ф. 1. Оп. 1. Д. 182.
Рецензия
Для цитирования:
Емтыль З.Я., Вазанков М.В. Развитие педагогического образования на Кубани и в Адыгее в 20-е гг. ХX века. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(3):26-34. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-26-34
For citation:
Emtyl Z.Ya., Vazankov M.V. M.V. Development ofpedagogical education in the Kuban and Adygea in 1920-s. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(3):26-34. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-26-34