Модель смешаного обучения с точки зрения теории когнитивной нагрузки
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-58-65
Аннотация
Смешанная модель обучения основана на теории когнитивной нагрузки, состоящей из трех типов и непосредственно связанной с рабочей памятью. Смешанное обучение приобретает особую актуальность в последнее время на практике, что объясняется как потребностью общества в особых технологиях и формах образования, так и развитием новых информационных технологий, позволяющих рассматривать дистанционный аспект смешанного обучения как особую автономную технологию, обладающую особенностями, стандартами и понятийным аппаратом. В данной статье анализируется влияние модели смешанного обучения на когнитивную нагрузку обучающихся, с целью решения проблемы когнитивной перегрузки. Целью данного исследования является установление взаимодействия процесса «знание-познание» и стратегии управления адекватной когнитивной нагрузкой при реализации смешанной модели обучения, при которой задействованы важнейшие психические познавательные процессы. В данном исследовании был использован метод теоретического анализа и педагогического моделирования; анализировался зарубежный опыт использования смешанного обучения, а также рефлексия педагогической деятельности авторов статьи. Результаты исследования показывают, что дискретные знания могут быть получены обучающимися через структурированную систему предоставления знаний, созданную инструктором-преподавателем-дизайнером, который непосредственно влияет на процесс обучения совместно с цифровой образовательной средой и поставленной задачей в ходе обучения. Организация модели смешанного обучения в университете в целях эффективного обучения становится основным направлением прикладного образования и инновации в университете. Тем самым, создается потребность в появлении более гибкой информационной образовательной среды, позволяющей обучающимся получать знания в любой точке доступа, в любое время и в своем образовательном темпе. Вместе с тем, особо отмечается, что развитие компетенций обучающихся только в дистанционном формате осуществляется более сложно, нежели в условиях смешанного обучения. Следовательно, смешанное обучение за счет сочетания различных онлайн-технологий в наилучшей степени способствует развитию компетенций студента, на которые нацелен образовательный процесс.
Об авторах
Елена Викторовна ЕвенкоРоссия
Евенко Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент
Тамбов
тел: +7 (953) 715 8 7 61
Ольга Анатольевна Гливенкова
Россия
Гливенкова Ольга Анатольевна, кандидат филологических наук, доцен
Тамбов
тел.: +7 (920) 478 04 92
Ольга Николаевна Морозова
Россия
Морозова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент
Тамбов
тел.: +7 (910) 757 04 05
Список литературы
1. Bernard R.M, Borokhovski E., Schmid R.F. [et al.] A meta-analysis of blended learning and technology use in higher education: from the general to the applied. Journal of Computing in Higher Education. 2014; 26 (1): 87-12.
2. Sweller J. Cognitive load during problem solving: Effects on learning. Cognitive Science. 1998; 12(2): 257-285.
3. Sweller J. Educational Psychology Review. 2010; 22.2: 123-138.
4. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. [Personality and pathology of activity]. М., 1971. 281 c.
5. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. [Psychological Encyclopedia]. СПб.: Питер, 2006. 1876 с.
Рецензия
Для цитирования:
Евенко Е.В., Гливенкова О.А., Морозова О.Н. Модель смешаного обучения с точки зрения теории когнитивной нагрузки. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(3):58-65. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-58-65
For citation:
Evenko Elena Viktorovna E.V., Glivenkova O.A., Morozova O.N. The blended learning model from the perspective of cognitive load theory. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(3):58-65. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-3-58-65