Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Современные методы усвоения географической номенклатуры с использованием топонимики в курсе «География России. Природа и население» в школе

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-90-101

Аннотация

   Актуальность исследования. Основой активизации познавательной деятельности школьников является целенаправленно формируемый интерес к обучению; создание положительной мотивации к учению, которые приведут к положительным мотивам к учению, чтобы впоследствии мотивы перешли в устойчивый интерес к учению, а интерес – в потребность к учению. Такой интерес к усвоению географической номенклатуры можно сформировать при усовершенствовании методов обучения с использованием топонимики.

   Постановка проблемы исследования: школьная практика показывает, что изучение географических объектов и номенклатуры идет репродуктивным путем, в основном на основе запоминания, что негативно сказывается на качестве усвоения знаний. В связи с этим возникает проблема поиска возможных методов усвоения географической номенклатуры, которые активизировали бы процесс их усвоения.

   Цель исследования: экспериментально обосновать современные методы усвоения географической номенклатуры с использованием топонимики в курсе «География России. Природа и население» в школе.

   Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы) и эмпирические (наблюдение, эксперимент, обобщение); специальные (анкетирование, тестирование).

   Результаты исследования: в результате экспериментального исследования были получены следующие ключевые выводы: 1. К современным методам усвоения географической номенклатуры относятся: топонимические методы (выявление семантики и этимологии географических названий); методы обучения (частично-поисковый, проблемный и исследовательский). 2. Анализ результатов анкетирования и тестирования обучающихся МБОУ «Майкопская гимназия № 22» в 2023/2024 учебном году показал позитивные результаты педагогического эксперимента, доказал обоснованность предлагаемых методов усвоения географической номенклатуры с применением топонимики.

Об авторах

Т. Г. Туова
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Тамара Гиссовна Туова, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра географии

Майкоп

тел.: +7(928)4664369



Ф. Д. Теучеж
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Фатима Даутовна Теучеж, кандидат географических наук, доцент

кафедра географии

Майкоп

тел.: +7(960)4999285



Ф. В. Тугуз
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Фатимат Вячеславовна Тугуз, кандидат географических наук, доцент

кафедра географии

Майкоп

тел.: +7(928)4710745



Список литературы

1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.

2. Леонтьев А.Н. Психологические механизмы мотивации учащихся. – Новосибирск, 1984. – 90 с.

3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 1972. – С. 7–44.

4. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969. – 317 с.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969. – 659 с.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер; – М.: Смысл, 2003. – 860 с.

8. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior [Electronic resuors]. Plenium press, New York, 1985. URL: https://forpsy.ru/works/referat/teoriya-samodeterminatsii-desi-i-rayana.

9. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. – СПб: Речь, 2002. – 148 с.

10. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 930 с.

11. Хьелл, Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб: Питер Пресс, 1997. – 608 с.

12. Мурзаев Э.М. География в названиях. – М.: Наука, 1979. – 231 с.

13. Скуратова П.Н. Применение топонимики на уроках географии // Молодой ученый. 2021. № 37 (379). – С. 59–61.

14. Барандеев А.В. Актуальные проблемы орфографии топонимов // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 6. – С. 85–90.

15. Туова Т.Г. Топонимика Кавказа. – Майкоп: АГУ, 2018. – 80 с.

16. Сухомлинский В.А. Избранные сочинения в 3-х т. / под ред. А.И. Пискунова. – М.: Педагогика, 1979. – 410 с.

17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1990. – 154 с.


Рецензия

Для цитирования:


Туова Т.Г., Теучеж Ф.Д., Тугуз Ф.В. Современные методы усвоения географической номенклатуры с использованием топонимики в курсе «География России. Природа и население» в школе. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;(1):90-101. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-90-101

For citation:


Tuova T.G., Teuchezh F.D., Tuguz F.V. Modern methods of learning geographical nomenclature using toponymy in the course of «Geography of Russia. Nature and population» at school. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2024;(1):90-101. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-90-101

Просмотров: 153


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)