Идеи трансформации образования как базовые ориентиры обеспечения его качества в современных условиях
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-102-111
Аннотация
В современном мире велика значимость образования, поскольку оно является основным источником общественного прогресса. Изменение технологий в социально-экономической сфере напрямую влияет на трансформацию сферы образования во всем мире. Представленная статья носит теоретический постановочный характер и посвящена научной проблеме трансформации образования в современных социокультурных условиях.
Цель статьи: раскрыть направления трансформации образования как базовые ориентиры его качества в современных условиях.
Методы исследования: анализ, теоретическое обобщение, прогнозирование.
Результаты исследования: раскрыта дефиниция «качество образования» и определены векторы ее развития; аргументированы причины, вызвавшие серьезную трансформацию сферы
образования в мире и России; систематизированы драйверы, обусловившие трансформацию института образования на современном этапе.
Ключевые выводы: под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям; причинами, фасилитирующими трансформацию сферы образования на современном этапе, выступили: растущая глобализация, всеобщая цифровизация, роботизация и др.; к ведущим драйверам, определяющим развитие образования, относятся: внешние, производственные и внутренние.
Об авторах
Ф. Р. ХатитРоссия
Фатима Рамазановна Хатит, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики и социальной психологии
Майкоп
тел.: +7(964)9033486
А. В. Леонтьева
Россия
Александра Владимировна Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики и социальной психологии
Майкоп
тел.: +7(929)8622201
Т. Н. Поддубная
Россия
Татьяна Николаевна Поддубная, доктор педагогических наук, доцент, профессор
кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Краснодар
тел.: +7(928)4684358
Список литературы
1. Гайсина С. Качество жизни населения в условиях социальной модернизации // Общество и экономика. 2017. № 9. – С. 189–01.
2. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования [Электронный ресурс]. М., 2023. URL https://fgosvo.ru/uploadfiles//metod/Report_govern_education_2023.pdf (дата обращения 01. 02. 2024).
3. Нехода Е.В., Рощина И.В., Пак В.Д. Качество жизни: проблемы измерения // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 43. – С. 107–125.
4. Козлова Н.Ш., Козлов Р.С. Тенденции цифровой трансформации образования в современных условиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 3 (46). – С. 51–59.
5. Леочи П. Качество жизни и устойчивое развитие // Экономические науки. 2012. № 5 (90). – С. 41–45.
6. Логунова О.С. Образование как составляющая качества жизни // Вестник Московского университета. Серия, 18: Социология и политология. 2009. № 3. – С. 164–167.
7. Нугуманова Л.Н., Шамсутдинова Л.П. Ценностные ориентиры цифрового образования // Вестник НЦБЖД. 2022. № 4 (54). – С. 114–120.
8. Образование в цифрах: 2023 : краткий статистический сборник / Т.А. Варламова [и др.]. – М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. – 132 с.
9. Опубликован проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. [Электронный ресурс]. URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (дата обращения 03. 02. 2024).
10. Панина Е.А. Актуальные вопросы цифровизации образования в современных условиях // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 3 (46). – С. 60–67.
11. Перспективы образования в России: проблемы и ориентиры // Эйдос. 2022. № 1.
12. Федорчук Ю.М., Морозов А.В. Стратегия развития образования: от международного уровня до уровня образовательной // Глобальная экономика и образование. 2021. Т. 1, № 2. – С. 73–81.
13. Ebert C., Duarte C.H.C. // Digital transformation. IEEE Software. 2018. No. 35. Р. 16–21.
14. Shutikova M., Beshenkov S. Modern Digital Educational Environment and Media Education – Platforms for Transforming Education System // Media Education. 2020. Vol. 60, No. 4. P. 736–744.
Рецензия
Для цитирования:
Хатит Ф.Р., Леонтьева А.В., Поддубная Т.Н. Идеи трансформации образования как базовые ориентиры обеспечения его качества в современных условиях. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024;(1):102-111. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-102-111
For citation:
Khatit F.R., Leontyeva A.V., Poddubnaya T.N. Ideas of education as basic guidelines for ensuring quality of life in modern conditions. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2024;(1):102-111. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-1-102-111