Наукометрический анализ развития отечественных диссертационных исследований, содержащих в названиях категорию «непрерывное образование»
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-1-83-98
Аннотация
Введение. Проблема исследования связана с постоянным изменением ритма жизни, обусловленного технократическими инновациями. Необходимость получения человеком новых навыков является сегодня неотъемлемой компонентой многогранной жизни в быстро меняющемся социуме. В связи с этим вопросы непрерывного образования несут в себе глубинный смысл объективной изменчивости жизнедеятельности человека в условиях динамично меняющейся окружающей действительности.
Материалы и методы. Методология исследования базируется на использовании совокупности методов научного познания: анализа, классификации, систематизации, сравнения, обобщения. В качестве эмпирической базы выступили диссертационные исследования по педагогике, в названии тем которых содержится категория «непрерывное образование», защищенные в период с 2000 по 2022 г.
Результаты исследования. На основании данных, полученных с помощью наукометрического анализа диссертационных исследований, зафиксированы заданные смысловые единицы изучаемого научно-педагогического содержания; определены тематические кластеры, содержащие в названии существенные направления научных и практико-ориентированных тем по проблеме непрерывного образования.
Обсуждение и заключение. Раскрыта эволюция научного направления «непрерывное образование», определены количественные показатели его состояния, степень разработанности и востребованности педагогической практикой. Получена объективная картина развития данного научного направления и определены его перспективы как предмета научно-педагогического дискурса.
Об авторах
П. П. ПивненкоРоссия
Петр Петрович Пивненко, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики
344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, зд. 29
Т. Н. Поддубная
Россия
Татьяна Николаевна Поддубная, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры туризма и гостеприимства
350015, г. Краснодар, улица Буденного, д.161
Н. П. Витенко
Россия
Надежда Петровна Витенко, кандидат педагогических наук, директор
346889, г. Батайск, ул. Минская, 50-г
Список литературы
1. . Библиотека диссертаций и авторефератов России [Электронный ресурс]. URL: https://www.dslib.net/prof-obrazovanie.html (дата обращения 18.01.2025).
2. Груздев М.В. Непрерывное педагогическое образование: методология, теория и практика развития // Вестник Московского университета. Серия, 20: Педагогическое образование. 2023. Т. 21, № 3. С. 28-45. DOI: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-3-28-45.
3. Дадалко В.А., Дадалко С.В. Наукометрия в контексте науковедения и современного образования // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 1. С 148-161. DOI: 10.17805/zpu.2020.1.13.
4. Завражин А.В., Карманов М.В., Шубина И.В. Актуальные проблемы сравнительного анализа наукометрических измерений [Электронный ресурс] // Право и образование. 2023. № 2. С. 35-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50268586/ (дата обращения 18.01.2025).
5. Зритнева Е.И., Клушина Н.П., Лобейко Ю.А. Непрерывное образование в педагогической деятельности: теоретико-методологические аспекты исследования // Гуманитарные и социальные науки, 2020. № 1. С. 207-217. DOI: 10.18522/2070-1403-2020-78-1-207-217.
6. Кольцова В.А., Шишлова Н. Использование количественных методов в исследовании тенденций развития современной психологии // Современная психология: состояние и перспективы исследований: юбилейная научая конференция, посвященная 30-летию Института психологии РАН и 75-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова (Москва, 28–29 янв. 2002 г.). Ч. 4. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 275-287. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22891774 (дата обращения 18.01.2025).
7. Коршунов И.А., Гапонова О.С., Пешкова В. М. Век живи – век учись: непрерывное образование в России. М.: Высшая школа экономики, 2019. 12 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1779-6.
8. Методы определения перспективных направлений исследований наукометрическим анализом научных публикаций / Н.П. Мишуров [и др.] // Техника и оборудование для села. 2022. № 11 (305). С. 2-5. DOI: 10.33267/2072-9642-2022-11-2-5 (дата обращения 18.01.2025).
9. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты [Электронный ресурс] / С.А. Беляков [и др.]. М.: МАКС Пресс, 2006. 340 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ufmyrv (дата обращения 18.01.2025).
10. Образовательный портал «Слово» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36629.php (дата обращения 17.01.2025).
11. Пивненко П.П., Витенко Н.П. Наукометрический анализ развития отечественных диссертационных исследований, содержащих в названиях категорию «патриотическое воспитание» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т. 15, № 4. С. 101-112. DOI: 10.47370/2078-1024-2023-15-4-101-112.
12. Солнышков М.Е. Наукометрические характеристики современных научно-педагогических исследований: анализ состояния проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 6 (94). С. 257-263. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17692264 (дата обращения 18.01.2025).
13. Татарникова И.М. Проблемные вопросы о наукометрических показателях авторов научных работ: причинно-следственный анализ [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании: сборник научных статей: в 4 томах (Санкт-Петербург, 24–25 февр. 2021 г.). Т. 2. СПб.: СПб. гос. ун-т телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2021. С. 422-427. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46545707 (дата обращения 18.01.2025).
14. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения [Электронный ресурс]. М.: Педагогика, 1989. 542 с. URL: http://elib.old.gnpbu.ru/text/tolstoy_pedagogicheskie-sochineniya_1989/go,546;fs,0/.
15. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 томах. Т. 1 [Электронный ресурс]. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948–1952. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ushinskij/polnoe-sobranie-sochinenij-v-11-tomah/.
Рецензия
Для цитирования:
Пивненко П.П., Поддубная Т.Н., Витенко Н.П. Наукометрический анализ развития отечественных диссертационных исследований, содержащих в названиях категорию «непрерывное образование». Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025;(1):83-98. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-1-83-98
For citation:
Pivnenko P.P., Poddubnaya T.N., Vitenko N.P. Scientometric analysis of the development of domestic dissertation research containing the category of «continuous education» in their titles. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2025;(1):83-98. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-1-83-98