Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Интегрированная процессно-проектная модель функционирования средней общеобразовательной организации

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-81-98

Аннотация

Введение. Управление современной средней общеобразовательной организацией требует комплексного подхода, сочетающего стабильность, гибкость, инновационность. Интеграция фундаментальных подходов к управлению вызывает необходимость решения проблемы органичного сочетания двух принципиально разных парадигм управления – стабильного процессного подхода и динамичного проектного метода. Синтез процессного и проектного методов управления образовательной организацией характеризуется наличием комплекса взаимосвязанных организационно-управленческих противоречий, требующих системного решения. Разрешение проблемы реализации процессно-проектного подхода в управлении образовательной организацией связано с разработкой интегрированной модели управления, сформированной с учетом специфики управленческих концепций. Цель исследований состоит в формировании интегрированной процессно-проектной модели управления образовательной организацией. Материалы и методы. При подготовке статьи использовались научно обоснованные материалы: статьи в рецензируемых журналах по процессному и проектному управлению, гибридным моделям, монографии и коллективные труды по управлению в образовании. В исследовании использовались: теоретические методы: системный анализ; сравнительный анализ; матричное и математическое моделирование. Результаты исследования. Анализ содержания матричной процессно-проектной модели и концептуального описания математических моделей управления образовательной организацией предоставил возможность сформировать интегрированную процессно-проектную модель функционирования образовательной организации. Обсуждение и заключение. Сравнение базовых характеристик подходов позволяет получить представление о преимуществах их интеграции, сформулировать принципы создания сбалансированной системы управления образовательной организацией. Базовые компоненты модели включают комплекс матричных моделей, а также математические модели процессного и проектного управления.

Об авторах

В. И. Зарубин
Майкопский государственный технологический университет
Россия

Владимир Иванович Зарубин, доктор экономических наук, профессор

385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 191



И. В. Андреева
МБОУ «Майкопская гимназия № 22»
Россия

Ирина Витальевна Андреева, директор

385018, г. Майкоп, ул. Депутатская, 10



Список литературы

1. Титов С.А., Титова Н. В. Гибридные методологии управления проектами как проявление организационной амбидекстрии. Управленческие науки. 2022;12(2):55-67. DOI: 10.26794/2304-022X-2022-12-2-55-67.

2. Антонов А.А. Тенденции использования Agile-методологий в современной России [Электронный ресурс] // Экономика и парадигма нового времени. 2023. № 3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-ispolzovaniya-agile-metodologiy-v-sovremennoy-rossii/viewer. [дата обращения: 10.04.2025].

3. Прокопенко С.Е. Современные модели управления в образовательных организациях: сборник трудов конференции // Вопросы науки и образования: новые подходы и актуальные исследования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 11 окт. 2023 г.). Чебоксары: Интерактив плюс, 2023. С. 95-97.

4. Комзолов П.В. Подходы к управлению многопрофильными образовательными комплексами [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 859-861. URL: https://moluch.ru/archive/107/25631/ (дата обращения: 21.04.2025).

5. Покосовская О.В. Многофункциональная образовательная организация: модель эффективного управления ресурсами в условиях информационно-образовательной среды (Стратегия образования) // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015. № 3. С. 3-8.

6. Вихман В.В., Ромм М.В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 2. С. 22-32. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32.

7. Скопина И.В. Цифровая трансформация административного управления в школах и вузах // Современные технологии управления. 2025. №1. Дата публикации: 08.01.2025. Режим доступа: sovman.ru. (Дата обращения: 21.04.2025)

8. Жерегеля А.В. Особенности управления современной организацией при реализации стратегии цифровой трансформации // Вестник университета. 2023 № 1 С. 5-13. DOI: 10.26425/1816-4277-2023-1-5-13.

9. Кромптон Х., Берк Д. Искусственный интеллект в высшем образовании: состояние отрасли // Int. J. Educ Technol High Educ. 2023. No. 22. DOI: doi.org.

10. Воробьева С.В. Управление образовательными системами: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2025. 491 с. (Высшее образование).

11. Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие. М.: КноРус, 2023. 297 с. book.ru (дата обращения: 29.04.2025).

12. Петров М.Н. Эволюция и направления развития парадигмы управления проектами // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 2А. С. 210-221. ISSN: 2222-9167.

13. Эфендиев Б.А. Разработка и функционирование адаптивных систем управления организацией [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. 2008. Т. 9, № 11. С. 21-https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-funktsionirovanie-adaptivnyh-sistem- pravleniya-organizatsiey (дата обращения: 29.04.2025).

14. Крикушенко М.В. Значение гибридного управления в области эффективной проектнойдеятельности органов исполнительной власти // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 261-268. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2025.02.09.004

15. Погосян И. PRINCE2 Agile и его практическая реализация на компании «X» [Electronic resuorse]. PM WorldJournal, Т. XII, вып. XI, ноябрь. Режим доступа: https://pmworldlibrary.net/wp-content/uploads/2023/11/pmwj135-Nov2023-Poghosyan-Prince2-Agile-and-its-practicalimplementation-on-company-X.

16. Харламов И.В., Буткевич А.C. Системный подход: синергия процессного и проектного подходов // ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ. 2023. № 7. C. 68-71. DOI 10.18334/ide.4.3.119237

17. Баранская А.Н. Процессный и проектный подходы в стратегическом управлении организациями инновационной экономики [Электронный ресурс] // Креативная экономика. 2010. Т. 4, № 12. С. 130-135. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=15341426 (дата обращения: 21.04.2025).

18. Sharp J.H., Lang G. Agile in Teaching and Learning: Conceptual Framework and Research Agenda [Electronic resuorse] // JournalofInformationSystemsEducation. 2018. Vol. 29. No. 2. P. 45- 52. URL: jise.org. (дата обращения: 21.04.2025).

19. Petersen K. Is lean agile and agile lean?: a comparison between two softwaredevelopment paradigms. In A. Dogru& V. Biçer (Eds.), Modern [Electronic resuorse] // Software EngineeringConcepts and Practices: Advanced Approaches. 2011. P. 19-46. IGI Global. URL: igi-global.com. (дата обращения: 21.04.2025).

20. Starkey L. Teaching and Learning in the Digital Age. Abingdon, Oxon: Routledge, 2012. DOI: 10.4324/9780203117422.

21. Graham C.R. Emerging practice and research in blended learning // Handbook of Distance Education. 2019. P. 261-276. https://doi.org/10.1007/978-981-19-2080-6_68. (дата обращения: 21.04.2025).

22. Bush T. Hybrid leadership in education: Conceptual and empirical challenges [Electronic resuorse] // Educational Management Administration & Leadership, 2020. Vol. 48, No. 1. P. 6-20. URL: scispace.com. (дата обращения: 21.04.2025).

23. Harris A., Jones M. COVID-19, school leadership, and hybrid management // School Leadership & Management. 2020. Vol. 40, No. 4. P. 363-377. DOI: 10.1080/13632434.2020.1811479.

24. Systematic review of research on artificial intelligence applications in higher education / Zawacki-Richter O. [et al.] // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019. Vol. 16, No. 1. P. 39. DOI: 10.1186/s41239-019-0171-0

25. Bates A.W. Teaching in a Digital Age: Guidelines for Designing Teaching and Learning [Electronic resuorse]. URL: https://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/7063/5857 (дата обращения: 21.04.2025).

26. Kaplan R.S., Norton D.P. The Strategy-Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies Thrive in the New Business Environment. ISBN 1578512506, 9781578512508.

27. Garrison D.R., Kanuka H. Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education. DOI: 10.1016/j.iheduc.2004.02.001.

28. Mintzberg H. Structure in Fives: Designing Effective Organizations. Prentice-Hall, 1983. 312 p. ISBN 100138543496.


Рецензия

Для цитирования:


Зарубин В.И., Андреева И.В. Интегрированная процессно-проектная модель функционирования средней общеобразовательной организации. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025;(2):81-98. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-81-98

For citation:


Zarubin V.I., Andreeva I.V. Integrated process-project model of functioning of a secondary comprehensive educational organization. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2025;(2):81-98. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-2-81-98

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)