Особенности учебно-воспитательного процесса в школах города Ялты и Ялтинского района в 1939–1940 учебном году
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-11-27
Аннотация
Введение. В статье рассматривается проблема организации учебно-воспитательного процесса в школах города Ялты в определенный исторический период. Целью исследования является анализ особенностей и тенденций развития образования в условиях реализации задач, поставленных партией и правительством советского государства.
Материалы и методы. Объектом исследования являются отчеты заведующего горОНО города Ялты, отражающие состояние и динамику развития школьного образования. Последовательность выполнения исследования включала анализ архивных документов, выявление основных тенденций и проблем, а также обобщение полученных результатов.
Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что под руководством заведующего горОНО осуществлялась целенаправленная педагогическая деятельность директоров, завучей и учителей в школах города. Регулярно проводился учет уровня успеваемости учащихся, выполнения договоров по соцсоревнованию между учащимися, учителями и школами. Выявлены особенности учебно-воспитательной работы в школах города Ялты.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования позволяют расширить научные знания об истории советского образования в региональном контексте. Анализ архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот, предоставляет возможность более глубокого понимания особенностей организации школьного образования в Ялте в исследуемый период. Полученные данные могут быть использованы для разработки учебных пособий и образовательных программ.
Об авторе
Д. И. АбибуллаеваРоссия
Дилара Ильясовна Абибуллаева, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории
Республика Крым, г. Симферополь, пер. Учебный, д. 8
Список литературы
1. Абибуллаева Д.И. История развития народного образования крымских татар в 1920– 1941 гг.: монография. Симферополь: Медиацентр им. И. Гаспринского, 2021. 152 с.
2. Абибуллаева Д.И. Развитие системы народного образования Крымской АССР в 1930– 1940 годы // Январские педагогические чтения: сборник научных трудов. Вып. 4 (16). Симферополь: РНО КИПУ, 2018. С. 39-42.
3. Балич У. Местный бюджет и народное образование // Педагогическая жизнь Крыма. 1925. № 9/10. С. 9-16.
4. Балич У. Организация методической работы в Крыму // Педагогическая жизнь Крыма. 1925. № 7/8. С. 12-17.
5. Ганкевич В.Ю. Очерки истории крымскотатарского народного образования (реформирование этноконфессиональных учебных заведений Таврической губернии в XIX – начале XX века). Симферополь: Таврия, 1998. 162 с.
6. История Крыма. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 464 с.
7. Кравцова Л.П. Когда в республике было введено всеобщее начальное и семилетнее образование? Какова была численность обучающихся на родном языке? // Крымская АССР (1921–1945). Вопросы и ответы / сост. Ю.И. Горбунов. Вып. 3. Симферополь: Таврия, 1990. С. 320.
8. Монатов К. О состоянии народного образования в Крыму // Экономика и культура. 1934. № 3/4. С. 94-103.
9. Музафаров Р.И. Как осуществлялось обучение крымскотатарского населения в республике? // Крымская АССР (1921–1945). Вопросы и ответы / сост. Ю.И. Горбунов. Вып. 3. Симферополь: Таврия, 1990. С. 320.
10. Новикова Е.В. Архивные документы по истории народного образования в Крыму в первые годы советской власти // Крымский архив. 2014. № 1 (15). С. 98-104.
11. Урсу Д.П. Очерки истории культуры крымскотатарского народа (1921–1941). Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 1999. 144 с.
12. Государственный архив Республики Крым (далее – ГАРК), Ф. Р-20 (Ялтинский городской отдел народного образования), оп. 8, д. 37.
13. ГАРК, Ф. Р-20 (Ялтинский городской отдел народного образования), оп. 8, д. 78.
14. ГАРК, Ф. Р-20 (Ялтинский городской отдел народного образования), оп. 8, д. 79.
15. ГАРК, Ф. Р-20 (Ялтинский городской отдел народного образования), оп. 10, д. 100.
16. ГАРК, Ф. Р-20 (Ялтинский городской отдел народного образования), оп. 10, д. 179.
Рецензия
Для цитирования:
Абибуллаева Д.И. Особенности учебно-воспитательного процесса в школах города Ялты и Ялтинского района в 1939–1940 учебном году. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025;(3):11-27. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-11-27
For citation:
Abibullayeva D.I. Features of the educational process in schools of Yalta and the Yalta district in the 1939–1940 academic year. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2025;(3):11-27. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2025-17-3-11-27