Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск

Цифровая культура современного педагога как ресурс профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образовательного пространства

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-127-136

Аннотация

Цифровой сервис прочно вошел во все сферы социально-экономической деятельности, включая сферу образования. Деятельность современного педагога в цифровой образовательной среде является его неотъемлемым компонентом. От сформированности цифровой культуры педагога как транслятора идей государственной образовательной политики во многом зависит и развитость «цифрового гражданства» в целом. Актуальность рассмотрения проблемы сформированности у педагогов цифровой культуры обусловлена следующими противоречиями: между возрастающей значимостью педагога в процессе цифровизации образования и слабой разработанностью содержания его цифровой культуры и ее компонентов как детерминантов профессиональной педагогической деятельности в цифровой образовательной среде; между ростом цифровизации образовательного процесса и недостаточным уровнем сформированности у педагогов цифровой культуры. Указанные противоречия положены в основу нашего исследования, проблема которого заключается в раскрытии особенности цифровой культуры современного педагога как ресурса его профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образовательного пространства.

Цель исследования: теоретически обосновать сущность и компонентный состав цифровой культуры современного педагога как ресурса его профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде. Достижение данной цели осуществлялось посредством применения следующих методов исследования: анализа литературы, классификации, моделирования, описания, способов наглядного представления данных в виде рисунков и таблиц.

Результаты исследования: 1) анализ научных источников позволил определить концептуальные подходы к рассмотрению проблемы цифровой культуры педагога, что позволило аккумулировать сведения и разработать карту компонентного состава цифровой культуры педагога; 2) теоретически обоснованы базовые компоненты цифровой культуры педагога: цифровая грамотность и мотивационно-ценностное отношение; 3) предложена процедура оценки уровня сформированности цифровой культуры педагога.

Ключевые выводы: 1) карта компонентного состава цифровой культуры педагога представляет собой интегративные сведения о сущности и составе цифровой культуры педагога и включает виды цифровой компетентности, соответствующие им компетенции, показатели и цифровые навыки; 2) базовыми компонентами цифровой культуры педагога являются цифровая грамотность и мотивационно-ценностное отношение, каждый из которых представлен соответствующими ему показателями и цифровыми навыками; 3) методика оценки сформированности цифровой культуры педагога включает уровневую шкалу и расчет индивидуального индекса цифровой компетентности. Содержащиеся в статье сведения могут быть положены в основу разработки программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, направленных на формирование цифровой культуры в образовательной среде.

Об авторах

Александра Владимировна Леонтьева
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Леонтьева Александра Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии

Майкоп

тел.: +7 (929) 862 22 01



Саида Аслановна Бибалова
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»
Россия

Бибалова Саида Аслановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики

Майкоп

тел.: +7 (988) 480 15 32



Фатима Рамазановна Хатит
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
Россия

Хатит Фатима Рамазановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии

Майкоп

тел.: +7 (964) 903 34 86



Список литературы

1. Бибалова С.А., Леонтьева А.В. Анализ опыта перехода на дистанционное обучение в системе вузовской подготовки в период пандемии (на примере ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» и ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет») // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 4. С. 59–68.

2. Гаврилова Е. Современный учитель и его цифровые компетенции [Электронный ресурс] // Учительская газета. URL: https://ug.ru/sovremennyj-uchitel-i-ego-czifrovye-kompetenczii/ (дата обращения: 13.05.2022).

3. Гайсина С.В., Давыдова И.П. Методические рекомендации по цифровому образованию [Электронный документ]. URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Карта-компетенций-ИТОГ.pdf (дата обращения: 14.05.2022).

4. Леонтьева А.В., Ковалева Н.В., Хатит Ф.Р. Цифровая культура как инновационный компонент профессиональной деятельности педагога // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022. Т. 14, № 2. С. 49–56.

5. Носова Л.С., Леонова Е.А., Рузаков А.А. Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 134–154.

6. Cтратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. расп. Правительства РФ от 02.12.2021 года № 3427-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/727382832 (дата обращения: 13.05.2022).

7. Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография / А.Ю. Нагорнова [и др.]. Ульяновск: Зебра, 2020. 602 с.

8. Федеральный проект «Цифровая культура» [Электронный ресурс]. URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/digital-culture/ (дата обращения 11.04.2022).

9. Distance Learning Experience in the Context of Globalization of Education / T.N. Poddubnaya, E.L. Zadneprovskaya, S.S. Voevodina [et al.] // PROPOSITOS Y REPRESENTACIONES. 2021. Vol. 9. No S2. P. 985.

10. Martin A., Madigan D. Digital Literacies for Learning. London: Facet Publishing, 2006. 242 p.


Рецензия

Для цитирования:


Леонтьева А.В., Бибалова С.А., Хатит Ф.Р. Цифровая культура современного педагога как ресурс профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации образовательного пространства. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2022;(4):127-136. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-127-136

For citation:


Leontyeva A.V., Bibalova S.A., Khatit F.R. Digital culture of a modern teacher as a professional activity resource in the conditions of educational space digital transformation. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2022;(4):127-136. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-4-127-136

Просмотров: 411


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)