Технология социальной работы по подготовке детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-146-155
Аннотация
Актуальность темы исследования. Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в ряду приоритетных задач, стоящих перед государством и системой образования, провозглашены крепкая семья, высокие нравственные идеалы и сохранение традиционных семейных ценностей. Поэтому формирование ответственного отношения к созданию и сохранению семьи, осознанному родительству являются одной из ключевых проблем, стоящих перед системой образования.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью к подготовке детей-сирот к семейной жизни и недостаточными теоретическими и практическими знаниями по проектированию и реализации технологии социальной работы для решения этой задачи.
Проблема исследования – выявление теоретико-методологических основ проектирования и реализации технологии социальной работы по подготовке детей-сирот к семейной жизни.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать технологию социальной работы по подготовке детей-сирот к семейной жизни. Достижение цели осуществлялось посредством применения следующих методов исследования: анализ, проектирование, описание, методы математической статистики, анкетирование.
Результаты исследования позволили сделать ключевые выводы: материнская депривация у детей-сирот является основным фактором неготовности к семейной жизни; социальная работа по подготовке детей-сирот к семейной жизни должна носить комплексный характер и реализуется в виде технологии, включающей диагностический, организационный, формирующий и заключительный этапы.
Об авторах
Д. Д. ХуажеваРоссия
Хуажева Джанета Довлетбиевна, аспирант 1 курса
Майкоп
тел.: +7 (953) 073 82 13
Б. К. Джабатырова
Россия
Джабатырова Бэлла Казбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма
Майкоп
тел.: +7 (918) 421 79 68
К. М. Хачак
Россия
Хачак Камилла Муратовна, студент 1 курса факультета социальных технологий и туризма
Майкоп
тел.: +7 (961) 818 39 90
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 09 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 14 ноября 2022 г. № 46 ст. 7977.
2. Бегидова С.Н., Бегидов В.С. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни. 2021. 76 с.
3. Бегидова С.Н. Проектирование образовательных технологий / С.Н. Бегидова, Б.К. Джабатырова, В.С. Бегидов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8(151). С. 4–8. EDN EFXLTM.
4. Гибадуллин Н.В. Формирование семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи: дис. Омский гос. пед. ун-т, 2015.
5. Левин К. Кросс-культурное исследование взаимосвязи типа привязанности к родителям и сепарации юношей и девушек от родителей / К. Левин, Э. Эриксон [и др.] // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции. Том 4. М.: Litres, 2022. С. 105.
6. Ослон В.Н. и др. Субъективное благополучие выпускников организаций для детейсирот в различных условиях проживания // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. №. 6. С. 211–224.
7. Прихожан А.М. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации / А.М. Прихожан [и др.] // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14. №. 3. С. 5–12.
8. Шнейдер Л.Б. Здоровье, человек, семья: взаимосвязь и взаимообусловленность // Современная реальность в социально-психологическом контексте. 2021. С. 67–76.
9. Begidova S.N. Ways and modernization of the educational system of orphan-ages, focused on the formation the social experience of pupils / Begidova S.N. [et al.] // New trends of global scientific ideas. 2016. P. 14–23.
10. Olson D.H. Marriage and the family: diversity and strengths / D.H. Olson, J. Defrain. McGraw-Hill Higher Education, 1999.198 p.
Рецензия
Для цитирования:
Хуажева Д.Д., Джабатырова Б.К., Хачак К.М. Технология социальной работы по подготовке детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023;(2):146-155. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-146-155
For citation:
Khuazheva D.D., Dzhabatyrova B.K., Khachak K.M. Technology of social work aimed at preparation of children from substitute families and abandoned children for family life. Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2023;(2):146-155. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-146-155