Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск
№ 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

13-24 69
Аннотация

Аннотация. Актуальность. Сельское хозяйство играет уникальную роль в жизнеобеспечении любого общества. Современные реформы в аграрной сфере требуют тружеников нового типа, экономически грамотных, всесторонне образованных, профессионально подготовленных, инициативных. В данном контексте определенную ценность представляет опыт одного из регионов Российской Федерации – Дагестана – в кадровом обеспечении аграрной отрасли, способствовавший качественному обновлению состава ее работников. В работе впервые предпринята попытка показать эффективное развитие кадрового потенциала сельскохозяйственного производства республики на основе модернизации материально-технической базы. Постановка проблемы. В статье рассматривается влияние процесса превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального на изменения социально-профессиональной структуры работников аграрного производства в Дагестане. Отмечается, что эти изменения способствовали и повышению жизненного уровня аграриев.

Цель работы – выявить факторы, обусловившие изменения в профессионально-квалификационных группах в совхозном и колхозном производствах, показать сближение размеров оплаты труда колхозников, рабочих и служащих с промышленно-производственным персоналом.

Методы исследования: научная объективность и историзм, сравнительно-исторический, логический, статистический, которые позволили воссоздать научную картину рассматриваемой темы. Формулируется вывод, что индустриализация сельского хозяйства способствовала изменению характера труда, приближению его к уровню промышленности по технической оснащен-ности и организации производства. Как следствие, отмечается сближение размеров оплаты труда работников сельского хозяйства к промышленно-производственному персоналу, что способствовало росту их доходов.

25-38 61
Аннотация

Аннотация. Актуальность. Кавказ является одним из наиболее богатых мировых центров происхождения: здесь произрастает более 260 видов 37 родов дикорастущих плодовых и ягодных растений. Такое разнообразие послужило основой для широкого развития садоводства. В научной литературе отмечается, что культура садоводства в этом регионе насчитывает свыше 3000 лет. Обилие видов и форм груши способствовало созданию оригинального местного сортимента этой ценной культуры, отличающегося своеобразием в различных экологических условиях. Многие местные сорта груши имеют не только хозяйственную и научную ценность, но и являются историческим достоянием нашей страны. Проблема данного исследования заключается в том, что многие сорта груши Кавказа в настоящее время малоизвестны, сохраняются в коллекциях научных учреждений и в любительском садоводстве.

Целью является исследование процесса возникновения местных сортов груши и развития садоводства на Кавказе.

Методы исследования: общенаучные (анализ, сравнение, обобщение, синтез), источниковедческий и историко-сравнительный.

Результаты исследования: рассмотрены исторические аспекты создания сортимента груши в различных регионах Кавказа, обоснована важность сохранения генофонда местных сортов груши для практического использования и в качестве объекта для научно-исследовательской деятельности студентов и проведения воспитательной работы.

Ключевые выводы: обращение к историческому опыту создания и развития садов будет способствовать пополнению данных о региональной истории возделывания груши и использованию их в работе по выявлению, сохранению и использованию старых черкесских сортов.

39-53 78
Аннотация

Аннотация. Актуальность. В статье, на основании впервые введенных в научный оборот документов из фондов Государственного архива Республики Крым, таких как Р-1551, Р-1622, Р-3912, и материалов периодической печати 1920-х гг., рассматривается процесс становления и развития системы школьного образования Крымской АССР в 1920-е гг. Автор акцентирует внимание читателей на создание Наробраза, анализирует политику в сфере школьного образования и особенностях народного образования отдельных национальных меньшинств Крымского полуострова. Исследования в данной области помогут проанализировать государственную политику в области образования в Крымской АССР, включая новые методологические подходы и программы, финансирование и взаимоотношения власти с педагогической интеллигенцией.

Проблема: автор акцентирует внимание на становлении системы народного образования Крымской АССР, в частности, на таких аспектах, как ликвидация неграмотности, преодоление последствий голода, создании школьной сети нового образца, становлении советской педагогической интеллигенции, а также национальной политике в сфере народного образования.

Целью статьи является изучение и анализ процесса становления и развития системы школьного образования в Крымской АССР в 1920-е гг. XX века.

Методы исследования: источниковедческий, сравнительно-исторический, историко-генетический и ретроспективный. Исходя из поставленной цели, автор реализует в статье следующие задачи:

– исследовать историографию и источниковую базу исследуемой тематики.

– проанализировать преобразования новой системы образования большевиков Крымской АССР в сравнении с дореволюционной.

– определить роль и значение Наробраза в развитии школьной системы.

– выделить основные направления национальной политики в сфере образования.

Ключевые выводы. В ходе исследования автором выявлены прежде неопубликованные в открытом доступе документы о становлении и развитии системы школьного образования Крымской АССР, проанализирована историография данной темы, изучена трансформация методологических подходов в школьном образовании в сравнении с дореволюционным пе-

54-68 56
Аннотация

Аннотация. Актуальность изучения рассматриваемой проблемы продиктована тем обстоятельством, что военные конфликты сопровождают все периоды развития человечества, и полученные результаты могут быть переосмыслены и перенесены на современность с учетом существующих реалий. В рамках военно-исторической антропологии ценность качества организации армейского быта определяется тем, что оно во многом формировало степень психологической устойчивости участников боевых действий. В задачи исследования входит выявление на основе изучения исторических источников основных проблем санитарно-гигиенического состояния действующей армии, их причин, а также анализ мер, направленных на его улучшение.

Проблема исследования заключается в выявлении степени эффективности санитарно-гигиенической службы в военно-полевых условиях.

Целью исследования является анализ организации санитарно-гигиенического быта военнослужащих Российской армии на фронтах Первой мировой войны.

Методологическая база исследования опирается на общенаучные методы синтеза, анализа, обобщения и систематизации. В соответствии с принципами историзма и объективности авторы широко используют специализированные периодические издания периода войны, приказы командования, источники как мемуарного происхождения, отражающие впечатления более образованных слоев общества, так и источники, запечатлевшие опыт рядовых солдат. Такой подход позволяет всесторонне оценить степень готовности армии к организации борьбы с инфекционными заболеваниями.

Ключевые выводы. В результатах исследования представлены результаты анализа предпринятых мер по реализации санитарно-гигиенических мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями в армейской среде в изучаемый период, сделаны выводы об их эффективности. 

69-84 58
Аннотация

Аннотация. Актуальность. В статье с учетом неослабевающего интереса к истории художественной культуры народов Российской Федерации, с опорой на принципы историзма и научной объективности, традиционные методы исторического исследования и междисциплинарные методы исследований, в том числе литературоведческие, на основе достоверного фактического материала и наработок современной историографии, получили освещение исторический и гендерный аспекты развития многонациональной дагестанской поэзии в 1970–1980-е гг. Рассматриваемый период, с одной стороны, характеризовался дальнейшей централизацией управления в стране и усилением идеологического контроля за сферой культуры и ее важной отраслью – литературой, с другой, возникновением новых идеологических ориентиров, связанных с началом «перестройки».

Научная новизна исследования состоит в гендерном подходе интерпретации содержания поэтических произведений дагестанских литераторов в контексте российского историко-литературного процесса в исследуемое двадцатилетие, в характеристике произведений дагестанских поэтов с позиций отражения в них женской тематики, а также темы любви, семейных традиций и ценностей, воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине. Авторами обобщены данные о гендерном составе творческого коллектива поэтов Дагестана с учетом национального представительства, сделаны выводы о возрастании вклада дагестанских поэтесс в развитие поэзии многонационального края, охарактеризованы перспективы и область применения результатов исследования.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

85-98 67
Аннотация

Аннотация. Актуальность. Проблема выбора методов обучения всегда вызывала много трудностей. В настоящее время педагогическая наука накопила достаточно большой арсенал педагогических технологий и методик, а в последние годы актуализировалась цифровая трансформация всей системы образования. В этих условиях организация учебной деятельности студентов, выбор эффективных методик обучения становятся достаточно сложной задачей для преподавателя.

Важнейшей составной частью образования современного учителя начальных классов является его предметная компетентность, к ее числу относится и математическая компетентность. Математическая подготовка будущих учителей начальных классов предполагает формирование функциональной математической грамотности обучающихся и включает в себя глубокое владение теоретическими основами начального курса математики, умение применить их в практической деятельности. Несмотря на имеющиеся в достаточно большом количестве публикации, затруднительно найти исследования, отражающие гармоничное сочетание традиционных и цифровых технологий в предметной (в частности, математической) подготовке будущих учителей начальных классов, что позволяет нам говорить об актуальности данной темы.

Проблема исследования заключается в выявлении наиболее эффективных педагогических методик и технологий и цифровизации образовательного процесса в условиях смешанного обучения математике будущих учителей начальных классов. Фундаментальной задачей является исследование образовательного процесса начального общего образования в условиях цифровизации как всей жизни общества, так и образования, описание возможных моделей организации образовательного процесса и коррекции содержания образования с учетом требований, выдвигаемых цифровизацией.

Цель данной статьи – показать необходимость грамотного сочетания традиционных и инновационных технологий и методик обучения математике будущих учителей начальных классов в новых условиях цифровой трансформации образования.

Методы исследования: анализ источников и литературы по теме исследования, наблюдение, обобщение опыта применения различных педагогических технологий и методов в учебной деятельности студентов – будущих учителей начальных классов. Использовались общелогические методы научного исследования.

Результаты исследования и выводы: автором проанализированы и обобщены нормативные документы, исследования по применению современных технологий, в том числе по цифровизации учебной деятельности, и представлена модель процесса обучения математике будущих учителей начальных классов.

Исследование показало необходимость разработки учебно-методических пособий в традиционной и цифровой форме по внедрению этой модели в учебный процесс. 

99-112 76
Аннотация

Аннотация. Наука выступает мощным стимулирующим фактором роста качества жизни. В число ключевых научных секторов входит и научная работа студентов вузов. Вовлечение студентов в научную работу – важная часть образовательной стратегии современных университетов. Тесная интеграция теоретической и практической подготовки создают условия для эффективной профессиональной деятельности в будущем. Однако подходы к формированию индивидуального познавательного стиля студентов в ходе профессиональной подготовки еще исследованы не в полной мере. Следовательно, проблема данного исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы проблемы организации научной работы студентов классического университета и пути их решения?

 Цель исследования: выявить проблемы организации научной работы студентов классического университета и предложить пути их решения.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, опрос, описание.

Результаты исследования: обоснована важность привлечения студентов к научной работе; экспериментальным путем выявлены степень сформированности у студентов научно-исследовательских навыков и уровень организации студенческой научной работы в вузе; определены проблемы научной работы студентов классического университета и предложены пути их решения.

Ключевые выводы: научная работа студентов рассматривается в числе главных факторов качества подготовки будущих кадров; реализуется в двух формах – учебной научно-исследовательской работы, предусмотренной учебными планами, и исследовательской деятельности вне учебных дисциплин; выявлены невысокая исследовательская активность обучающихся, слабая мотивация к научной работе и другие проблемы; обоснованы пути решения обозначенных проблем в контексте совершенствования формирования научно-исследовательской развивающей среды классического университета. 

113-127 58
Аннотация

Аннотация. В условиях проведения специальной военной операции актуальным становится, прежде всего, военно-патриотическое воспитание молодежи в вузах. Авторами была сформулирована проблема исследования, обусловленная наличием определенного пробела между уровнем военно-патриотического воспитания молодежи в вузах и современными вызовами, стоящими перед нашей страной в условиях проведения специальной военной операции.

Цель статьи: выявить основные проблемы военно-патриотического воспитания и предложить основные способы эффективной организации работы с молодежью в вузах. Результаты исследования: определено, что в последние 20 лет наблюдался процесс деформации традиционных ценностей у молодежи, что повлекло за собой отчуждение от государства, его традиций, культуры, языка, а в ряде случаев и противопоставление себя государственным интересам. С учетом проведения специальной военной операции именно военно-патриотическое воспитание становится основной детерминантой эффективной организации работы с молодежью в вузах.

 Ключевые выводы: Военно-патриотическое воспитание как детерминанта эффективной организации работы с молодежью в вузах в условиях проведения специальной военной операции представляет собой важнейший элемент педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава. Организация военно-патриотического воспитания в вузах должна подразумевать изменение подходов к воспитательной и социальной работе с молодежью, уделение большего внимания в учебных планах подготовки вопросам истории, культуры, нравственности, добровольчества, служению государству и обществу, а также физическому воспитанию обучающихся.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

128-143 131
Аннотация

Аннотация. Статья посвящена дефиниции понятия «поколение», а также анализу трансформации этого понятия на различных этапах развития поколенческой теории. Демографический подход к изучению поколений связан, прежде всего, с выделением определенных возрастных интервалов с целью анализа возрастной структуры населения. Автор ставит своей целью дополнить демографический взгляд на поколения социологической интерпретацией их особенностей и характеристик. В результате теоретического обзора поколенческих концепций было сформулировано авторское определения понятия «поколение». Под поколением автор понимает группу людей, схожих по ценностным установкам, паттернам поведения и мировоззрению, которые выработаны в ходе совместного переживания исторических событий и социально-экономических условий с общим возрастным интервалом около 20 лет.

В рамках представленной работы автор выдвигает предположение о том, что поколенческие теории и классификации имеют точки соприкосновения, позволяющие систематизировать и сравнить их. Для проверки этой гипотезы рассмотрены поколенческие классификации Хоу и Штрауса, Ю.А. Левады, В.В. Радаева, а также ряда других авторов. Результатом теоретического обзора является проведение сравнительного анализа этих классификаций в табличном виде. По итогу работы автор приводит ряд рекомендаций по выбору теоретической рамки для исследования поколений в зависимости от страновой и предметной специфики. Данное исследование будет полезно в первую очередь ученым, занимающимся поколенческой проблематикой в различных сферах социальных наук. Также представленная статья имеет актуальность для образовательных программ, в которых включено рассмотрение поколений как научной категории. 

144-155 51
Аннотация

Аннотация. Актуальность темы, излагаемой в данной статье, состоит в целесообразности выявления факторов развития российских общественных объединений женщин, что будет способствовать совершенствованию механизма их государственной поддержки для решения в стране социально значимых проблем женщин, детей, семей. Проблема исследования заключается во всесторонней активизации российских общественных объединений женщин, с одной стороны, и в отсутствии концептуального обоснования факторов, воздействующих на их позитивное развитиее, с другой стороны.

Целью исследования является выявление, классификация и определение степени влияния комплекса разных факторов на развитие общественных объединений женщин в современной России.

Методы исследования. В статье использованы данные социологических опросов, проведенных в 2024 г. в двух российских регионах – Белгородской и Московской областях. Во-первых, анкетный опрос женщин, которые являются сотрудниками или волонтерами российских общественных объединений женщин. Во-вторых, интервью экспертов из числа руководителей и ученых.

Результаты. Среди внешних факторов наибольшее значение имеют совершенствование женских образовательно-просветительских программ и государственная поддержка женских структур, а также большой объем ежедневной неоплачиваемой работы россиянок по дому, действие консервативных гендерных стереотипов, опасение жительниц приграничных территорий за жизнь и здоровье близких. Среди внутренних факторов (действующих в рамках организаций) выделяются сотрудничество с властью, повышение финансовой базы, профессионально-личностное развитие, цифровизация.

Ключевые выводы. Ключевые факторы развития общественных объединений женщин в современной России целесообразно разделять на внешние и внутренние, учитывая их неоднородность, различную степень влияния на женские структуры, а также разницу в мнениях сотрудниц и волонтеров, с одной стороны, и экспертов – с другой.

156-168 51
Аннотация

Аннотация. Оценка вклада отечественных ученых-футурологов в разработку общих теоретических основ концепции информационного общества особенно актуальна в настоящее время, при переходе России к новой стадии цивилизационного развития.

Постановка проблемы. В трудах В.И. Вернадского еще в 30-е годы предыдущего столетия были заложены основы будущего информационного общества, которое он называл «ноосферой». Идеи В.И. Вернадского положены в основу Концепций перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятых правительством в 1996 году. Начиная с 90-х годов ХХ столетия несколько десятков отечественных исследователей работают над концепцией формирования информационной цивилизации. В статье выделены те ученыефутурологи, которые, с точки зрения автора, выходят на высокий уровень обобщений происходящих в обществе перемен. Проведен анализ работ таких ученых-футурологов России, как А.Д. Урсул, Р.Ф. Абдеев, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, К.К. Колин, А.В. Соколов, В.П. Казначеев.

Целью данной работы является исследование вклада российских ученых-футурологов в разработку теоретических основ построения информационного общества. Особое внимание уделяется социогуманитарному аспекту изучаемой проблемы. В качестве методологической основы исследования выступает системный подход и общие методы научного познания, такие как анализ, синтез, обобщение.

Ключевой вывод. Крупные российские ученые-футурологи являются продолжателями ноосферно-гуманистического направления информатизации, в рамках которого Человек-ученый с высокой нравственной позицией имеет свое социальное предназначение: сохранение культуры. 

169-183 77
Аннотация

Аннотация. На современном этапе возникла насущная потребность дать оценку различным формам утопических идей, увязав ее с проблематикой укрепления традиционных ценностей этнических сообществ. Предмет исследования – осмысление в контексте современной социальной реальности праэлементов утопии в нартском эпосе. Основным методом выступает метод структурно-функционального анализа по выявлению роли конкретной утопической идеи в структуре нартского эпоса как формы отражения социокультурных форм бытия этноса. Также применяется метод экстраполяции, выявляющий общее и особенное в реализации конкретных утопических идей в современной социокультурной ситуации. Определена типология элементов утопического в эпосе, включающая чудеса, связанные с пищевыми продуктами; с физической силой и необычайными способностями; с трансформацией человеческого тела; с возможностью влиять на погоду и суточные циклы; с сохранением вечной молодости и красоты; с наступлением социального равенства. Выявляется, что утопии эпоса чаще имеют вещнообъективный характер и значимы не сами по себе, а в той мере, в какой они могут быть полезны для рода. Осмысление утопических перемен социальных уложений выражено метафорически, в символической форме раскрывая сущность отношения к социальному неравенству. Зерна утопий нартского эпоса в современной социальной реальности приняли различную форму реализации: некоторые осуществились и перестали быть утопиями, другие превратились из осознаваемых как реальные явления в утопические. Утопические идеи, связанные с переустройством общества, так и остаются утопиями вследствие того, что социальные идеалы все время меняются. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)