Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск
№ 4 (2023)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

13-21 179
Аннотация

Первая половина XIX в. является периодом, когда Северный Кавказ постепенно входит в струю социально-экономического и политического развития Российской империи.

Глубокий анализ особенностей феодально-крепостнических отношений на Северном Кавказе очень важен и актуален для исторической науки, так как он объясняет возникновение проблем и противоречий в период вхождения данных регионов в состав Российской империи, осуществления крестьянской реформы, образования на этих землях российской администрации, изменение судебной системы.

В подготовке и в процессе интеграции Северного Кавказа в российское правовое поле участвовали все звенья кавказской администрации. Основной целью исследования являются: определение значимости социального вопроса в условиях этнического составляющего региона, исследование социально-экономических и земельных отношений на Северном Кавказе, характеристика социальной структуры обществ.

В процессе исследовательской работы над статьей были использованы методы сравнительно-исторического анализа, синтеза и обобщения, а также принцип объективности и историзма, предоставивший возможность проанализировать различные эпизоды и явления с исторической точки зрения.

Результаты исследования заключаются в том, что в статье прослежен процесс сбора сведений об истории возникновения и развития феодальных отношений в регионе, определена специфика земельно-правовых норм, их сложность и запутанность, обуславливающая существующую социальную структуру обществ. Выводы: определено значение адаптации населения к новым политическим условиям для дальнейшего подъема уровня социально-экономического развития обществ Северного Кавказа.

22-29 257
Аннотация

«Арабская весна» или «арабское пробуждение», так вначале восторженно классифицировали антиправительственные выступления и восстания в 2010-е гг. в ряде арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки исследователи стран Запада и некоторые российские ученые. Однако последствия этих «весен» и «пробуждений» в нескольких странах вышеназванного региона уже вызывали меньше восторгов и больше тревоги. И действительно, если Тунис после своей «арабской весны» вернулся на путь стабильного развития, в Египте одного генерала (Хосни Мубарака) у власти сменил другой (Абдул-Фаттах ас-Сиси), то в Йемене, и особенно в Ливии, следствием «арабских пробуждений» стали не утихающие до сих пор гражданские войны, угрожающие полной дезинтеграции вышеназванных стран. Исходя из вышесказанного совершенно очевидно, что анализ причин, содержания основных этапов и последствий эволюции внутриполитического положения в Ливии после свержения режима М. Каддафи в октябре 2011 г. является не только актуальной научной, но и политической задачей. Целью статьи является анализ причин дестабилизации внутриполитической ситуации в Ливии с октября 2011 г., содержания ее ключевых этапов и последствий. При написании текста статьи были использованы следующие научные методы: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, метод периодизации, историко-генетический, историко-ретроспективный и др. Развитие внутриполитической ситуации в Ливии с октября 2011 г. привело к настоящему времени ливийское государство к тотальной дезинтеграции. Ливийская государственность, и до октября 2011 г. не отличавшаяся особой прочностью и устойчивостью, уверенно дрейфует по направлению к фрагментации и автономизации в пределах не только отдельных регионов, но даже и отдельных городов.

30-37 135
Аннотация

Актуальность темы исследования. Противоречивые и разноплановые проблемы национально-государственного устройства в федеративном государстве, предполагающие учет национальных особенностей и культурного опыта народов в нее входящих, делают актуальным исследование исторического опыта становления советской правовой системы в Дагестане в 20–30 гг. XX века.

Постановка проблемы. С установлением советской власти дагестанцам была предложена новая модель общественного развития. Трансформация политического, экономического и социального устройства сопровождалась изменениями в системе ценностей, идейных установок, верований и норм, которые должна была разделить большая часть общества. Поскольку «устаревшая» ценностно-нормативная система, регулируя семейные, общественные, хозяйственно-экономические, политические отношения, была ориентирована на поддержание существовавшей модели развития, то утверждение новой парадигмы проходило сложно и противоречиво.

Цели исследования. С привлечением достоверного документального материала, аналитическим использованием накопленного историографического опыта, осветить процесс утверждения советской правовой системы в Дагестане в 20–30 гг. XX вв.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: объективизма, историзма, историко-системный и историко-типологический.

Результаты и ключевые выводы. Легитимация советской правовой системы в первые годы после установления советской власти потребовала сохранения традиционных для дагестанцев элементов права – мусульманского (шариат) и обычного (адат) права. С конца 1920-х годов, времени «форсированного» строительства социализма в стране, традиционные правовые структуры в республике ликвидируется. Под контролем партийных органов ко времени принятия Конституции 1937 г. правовая система Дагестана приобретает общероссийские структурные и функциональные черты. Утверждению новой правовой системы и социалистического правосознания способствовала политика коренизации и выдвиженчества, которая в Дагестане имела свои специфические черты, с силу многонациональности республики.

38-45 248
Аннотация

Актуальность темы исследования. Везде, где существовало рабство, люди предпринимали попытки к бегству, и американская история здесь не является исключением. Иногда такие попытки обретали организованные и институционализированные формы, ярким примером чему является так называемая Подземная железная дорога – во многом законспирированная организованная система сопротивления порабощению посредством содействия побегу афроамериканцев в северные штаты и иные территории. В избранном контексте исследования Подземную железную дорогу можно по праву считать одним из первых массовых движений за права человека не только в США, но и в мире.

Целью исследования является раскрытие основных аспектов функционирования Подземной железной дороги, поскольку данная проблема крайне скудно освещается отечественной наукой.

Исследование основывается на научном анализе биографических данных, литературных источников, юридических документов, материалов периодических изданий и проводилось путем применения принципа историзма, сравнительно-исторического, проблемно-хронологического, биографического и описательного методов.

Результаты исследования демонстрируют, что с целью пресечения торговли людьми, отдельные лица, семьи и общины, выступающие против рабства, создали предпосылки для формирования масштабной институционализированной системы, которая в конечном итоге простиралась от канадских провинций Квебек и Онтарио на восток до побережья Атлантического океана, на юг до Флориды и Карибского бассейна и на запад до пограничных анклавов в Канзасе, Техасе и Мексике.

По итогам исследования делается вывод о том, что термин «Подземная железная дорога» хоть и не отражает специфики деятельности данной подпольной сети, но обозначает вполне реальный исторический феномен. Организация и деятельность Подземной железной дороги стала важной составляющей в непростом деле искоренения рабства на территории США.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

46-53 118
Аннотация

Актуальность. Вопросы, связанные с формированием основ здорового образа жизни младших школьников, являются особенно актуальными в настоящее время. Начальное образование является одним из наиболее значимых этапов в развитии личности, которая развивается в условиях определенной социальной среды. Именно поэтому современное образование должно формировать уровень валеологических знаний у обучающихся с учетом вышеизложенного.

Постановка проблемы: несмотря на наличие имеющихся работ по данной проблеме, практически отсутствуют исследования, отражающие этнокультурный аспект в процессе формирования здорового образа жизни в условиях начальной школы.

Цель исследования: выявить этнокультурный потенциал, оказывающий влияние на формирование здорового образа жизни младших школьников.

В процессе исследования было использовано анкетирование, которое было составлено на основе исследований этнопедагогов. Вопросы были направлены на выявление знаний о здоровом образе жизни на основе этнокультуры калмыков у младших школьников. Проанализирована динамика изменения уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у младших школьников с учетом этнокультурного материала. Отражен этнокультурный потенциал в процессе формирования здорового образа жизни, который расширил валеологические знания у обучающихся начальной школы. Результаты исследования показали, что этнокультурный потенциал оказал определенное влияние на систематизацию знаний о здоровье и здоровом образе жизни обучающихся.

54-63 125
Аннотация

Актуальность. Популярность блогов и видеоблогов (влогов) в обучении в вузах английскому языку как иностранному растет, так как современные технологии стали неотъемлемой частью жизни молодежи.

Постановка проблемы. Встраивание социальных сетей и платформ видеохостинга в образовательный процесс представляется неизбежным. Преподавателям вузов необходимо превратить названные феномены из развлекательных в эффективные образовательные инструменты, помогающие решать различные учебные задачи.

Цель: рассмотреть способы использования видеоблогов (влогов) в обучении английскому языку в неязыковом вузе; оценить достоинства и недостатки различных интернетресурсов для размещения работ обучающихся в формате видеоблога; описать и представить варианты заданий для видеоблогинга, успешно используемые преподавателями ННГУ им. Н.И. Лобачевского при работе со студентами неязыковых специальностей, оценить эффективность и целесообразность применения влогов в обучении английскому языку в неязыковом вузе.

Методы исследования. Авторы прибегли к анализу педагогической литературы, наблюдениям за практическим применением видеоблогов в обучении иностранному языку в вузе, анкетированию, обобщению полученных данных.

Ключевые выводы. Включение влогов в процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе оказывает положительное влияние на мотивацию обучающихся. Также увеличивается спектр возможностей для практики иностранного языка во внеаудиторное время.

64-73 131
Аннотация

В настоящее время контенты электронного обучения довольно прочно вошли в практическую деятельность преподавателей вузов. Немало исследований посвящено обоснованию возможностей дистанционного обучения как нового, отличного от традиционного, формата образования в эпоху цифровой революции.

Проблема исследования: повышение эффективности применения онлайн-курсов в образовательном процессе в вузе.

Цель исследования: обосновать возможности использования онлайн-курсов в образовательной практике вузов как актуального контента цифрового сервиса.

При достижении поставленной цели были использованы теоретические методы исследования (анализ, синтез, дифференциация, обобщение, описание), а также методы наглядной репрезентации.

Результаты исследования: на основе анализа соответствующих исследований авторами статьи было уточнено понятие «онлайн-курс», определено соотношение категорий «электронное обучение», «дистанционное обучение», «онлайн-обучение», рассмотрена модель структуры онлайн-курса; представлены преимущества применения онлайн-курсов для вуза; выявлены отрицательные и положительные стороны применения преподавателями онлайн-курсов в образовательном процессе, а также с учетом анализа накопленного в педагогической практике опыта представлены наиболее оптимальные варианты применения онлайн-курсов в вузе.

Ключевые выводы: под онлайн-курсом понимается контент электронного обучения, представляющий собой учебно-методический ресурс для ведения учебной деятельности по дисциплине; оптимальным является применение онлайн-курсов в смешанном формате (в сочетании с традиционной аудиторной работой); ориентация вузов на использование в образовательной практике онлайн-курсов соответствует актуальным мировым трендам в образовании.

74-82 158
Аннотация

В статье рассмотрено значение фольклорных произведений для социального развития младших подростков в деятельности социального педагога. Актуальность исследования обусловлена разнообразными социальными изменениями, которые оказывают непосредственное позитивное или негативное влияние на становление личности. Наиболее значимым периодом социального развития является подростковый возраст, который является сензитивным для расширения социального пространства, увеличения количества социальных контактов подростка. В связи с чем необходим поиск технологий с высоким педагогическим потенциалом, имеющих огромное воспитательное, познавательное, социальное, эстетическое, развивающее значение при обучении и воспитании младших подростков, оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на их социальное развитие. Целью исследования явилось изучение педагогических возможностей фольклорных произведений в социальном развитии младших подростков в деятельности социального педагога. Автором был проведен анализ научной литературы по исследуемой проблеме, который стал основой методологии данного исследования. При использовании теоретических методов исследования (аналитических методов (анализа и синтеза), метода обобщения и структурирования научного материала) доказана высокая значимость использования фольклорных произведений в социальном развитии младших подростков и его высокий педагогический потенциал в деятельности социального педагога. В статье показано, что в деятельности социального педагога могут реализоваться разнообразные педагогические функции фольклорных произведений, что значительно повышает социальные компетенции подростков.

83-92 214
Аннотация

В статье рассматривается актуальность цифровой трансформации в процессе обучения в высших образовательных заведениях. Авторы данной статьи обозначили проблему цифровой трансформации высшего образования и установили противоречия между непрерывным возрастанием требования к доступности различных форм обучения (смешанного, гибридного, дистанционного) и качеством профессиональной подготовки студентов. Авторы определяют основные проблемы, связанные с трансформацией в сфере современного образования: феномен «клипового мышления», кризис текстовой культуры. Цель исследования – выявить плюсы и минусы цифрового образования в вузе в ходе анализа использования цифровых технологий в проектировании нового образовательного материала. В данном исследовании был использован метод теоретического анализа и педагогического моделирования, а также рефлексия педагогического опыта авторов статьи. Авторы приходят к выводу о неоднозначности отношения преподавателей к цифровизации в педагогике: с одной стороны, негативно влияет на систему образования, с другой, наоборот, благоприятно. В заключении, результаты исследования показывают, что обучение студентов общим академическим навыкам в контексте цифровой трансформации вузовской среды повысит качество процесса обучения и значительно улучшит профессиональную подготовку студентов.

93-100 264
Аннотация

В настоящее время Российская Федерация столкнулась с беспрецедентными геополитическими вызовами, что обусловило необходимость проведения специальной военной операции. В результате обозначилась проблема исследования в виде значительной разницы между уровнем патриотизма в российском обществе в целом и в молодежной среде в частности. Воспитательная работа, как элемент педагогической системы, является одним из самых действенных инструментов в настоящее время, способным повлиять на ценностные ориентиры современной молодежи, сформировать личностные установки в плане формирования гордости за свою страну и готовности защищать ее интересы.

Цель статьи: выявить проблемы в системе патриотического воспитания современной молодежи в условиях проведения специальной военной операции и предложить основные направления коррекции данного процесса. Методологическая база исследования представлена применением следующих методов исследования: изучение научной литературы, анализ, обобщение, описание. Результаты исследования: выявлено, что существуют определенные проблемы в сфере патриотического воспитания современной молодежи в условиях проведения специальной военной операции. С учетом проведения специальной военной операции государство должно уделять заметно больше внимания вопросам патриотического воспитания современной молодежи, прежде всего, через взаимодействие в образовательной среде. Основным инструментом в данном контексте должна стать педагогическая деятельность в ходе осуществления образовательного процесса, причем как в ходе аудиторной работы, так и внеаудиторной.

Ключевые выводы: Патриотическое воспитание молодого поколения должно стать одной из основных задач и приоритетов развития педагогической науки на ее современном этапе развития. Патриотическое воспитание современной молодежи в условиях проведения специальной военной операции необходимо осуществлять с обязательным учетом всего комплекса индивидуально-психологических особенностей обучающихся.

101-112 112
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена возросшим интересом и потребностью специалистов различных категорий в изучении проблем патриотического воспитания в современной социокультурной ситуации. Проблема исследования заключается в проведении наукометрического анализа диссертационных исследований, содержащих в названиях категории «патриотическое воспитание». Цель исследования: на базе наукометрического анализа диссертационных отечественных исследований показать основные направления научно-исследовательской деятельности по раскрытию содержания основной категории – «патриотическое воспитание». Задачи исследования: показать роль наукометрического анализа как количественной оценки характеристик диссертационных исследований, динамику представления проблем патриотического воспитания в заглавиях диссертаций, сделать выводы для дальнейшего изучения этой проблемы и определить возможности направления данной работы. Методологию исследования составила совокупность методов научного познания: наукометрического анализа, синтеза, обобщения. Результаты исследования. В статье на основе наукометрического метода рассматривается исследование диссертационных тем, содержащих в своем названии категорию «патриотическое воспитание», представленных в разделе «Авторефераты диссертаций» Единого электронного ресурса Российской государственной библиотеки, что позволило фиксировать заданные смысловые единицы изучаемого научно-педагогического содержания и проводить их наукометрический анализ, проектировать дальнейшие актуальные исследования. Ключевые выводы. Количественный анализ и содержательное наполнение представленных в статье тематических кластеров позволяет сделать вывод о том, что процесс обращения исследователей к данной проблематике не является интенсивным, упорядоченным и методологически обеспеченным, требует дальнейшего и всестороннего изучения в теоретико-методологическом и в практико-ориентированном поле.

113-119 107
Аннотация

Для российского общества характерен процесс формирования новой системы воспитания подрастающего поколения, ядром которой является развитие активной гражданской позиции. Мировая геополитическая ситуация ставит перед системой образования целый комплекс задач, связанных с разработкой нового содержания воспитания на основе углубления гражданскоправового образования. Поэтому в последнее время в отечественной педагогике наметился определенный стратегический ориентир изучения вопросов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Проблема данного исследования заключается в обосновании особенностей воспитания гражданственности в современных научно-педагогических исследованиях. Решение этой проблемы составило цель нашего исследования. Методологическая база исследования базируется на социально-педагогических концепциях гражданского воспитания, применении научных методов (теоретического анализа научной литературы, нормативных документов, продуктов деятельности педагогов; описания; интерпретации; обобщения). Результаты исследования: описаны концептуальные модели гражданственности в некоторых странах; раскрыта сущность феномена «русский патриотизм»; обозначены аспекты воспитания гражданственности в современном педагогическом дискурсе. Ключевые выводы: 1) в научной литературе наиболее раскрыты четыре модели гражданственности: американская, британская, немецкая и русская; 2) ядро концепта «гражданственность» составляет наличие у граждан той или иной страны ряда личностных качеств как личностных результатов образовательной деятельности; 3) педагогический контент гражданственности связан с обоснованием данного термина как предмета воспитательной деятельности; выделением совокупности гражданских качеств как личностных результатов образовательной деятельности; созданием воспитывающей образовательной среды; владением педагогами необходимыми компетенциями, позволяющими осуществлять им данную работу.

120-127 106
Аннотация

Проблема гражданственности населения на протяжении ряда веков является одной из главных проблем цивилизованных стран. В современных геополитических условиях в Российской Федерации данная проблема приобрела особый научный и педагогический статус, что поддерживается рядом законодательных и общественных инициатив. Реализации обозначенной государством стратегии на формирование у молодого поколения гражданственности будет способствовать комплекс педагогических воздействий в разных образовательных средах. Данное обстоятельство позволило сформулировать научную проблему, заключающуюся в необходимости теоретического обоснования дефиниции «гражданственность» как педагогической категории. Цель статьи: теоретически обосновать сущность категории «гражданственность» как предмета педагогического дискурса, базирующегося на идеях гуманитарного знания. Для решения этой цели использованы методы: анализ научной литературы и нормативных документов, обобщение, синтез, логическое моделирование.

Результаты исследования: выявлены научные факты, отражающие особенности подходов к обоснованию категории «гражданственность»; обоснованы компоненты гражданственности как педагогической категории; доказана высокая значимость педагогического подхода по сравнению с существующими подходами в интерпретации рассматриваемой категории.

Ключевые выводы: «гражданственность» имеет разноплановую интерпретацию в современном гуманитарном знании, в наибольшей степени экстраполированной в социологических и педагогических исследованиях; структурными компонентами гражданственности как педагогической категории являются когнитивный, эмоциональный, мотивационно-потребностный, деятельностный, а результатом ее сформированности у молодежи – гражданская зрелость; системообразующим фактором обоснования понятия гражданственности является педагогический подход, составляющий фундамент обоснования, т.к. закладывает вектор и механизмы ее формирования во всех институтах социализации личности на всех уровнях образования.

128-134 76
Аннотация

В соответствии с образовательными стандартами ФГОС СПО предполагается ознакомить студентов профессиональных образовательных организаций со свойствами радиоактивных излучений, их практическими применениями, а также с некоторыми понятиями дозиметрии и защиты от таких излучений. Об актуальности этой темы можно спорить весьма долго. Но в свете последних событий она очевидна. Глубокое освоение всего этого материала невозможно без изучения закона радиоактивного распада и закона поглощения излучений.

Проблема исследования: закон радиоактивного распада и закон поглощения излучений выражаются с помощью экспоненциальной функции N = N0 e –λt и i = Ie–µχ и обычно не излагаются в курсе физики средних специальных учебных заведений. В лучшем случае вычерчивается соответствующий график, но без обоснования. Представляется, что это вызвано двумя причинами: во-первых, при записи экспоненциальной функции используется основание натуральных логарифмов – число e, неизвестное учащимся среднего звена; во-вторых, вышеупомянутые законы обычно выводятся путем решения дифференциальных уравнений, что далеко выходит за рамки программы по математике. Между тем оба эти затруднения легко преодолеть, используя известные студентам среднего профессионального образования свойства показательной функции.

Цель исследования: разработать методику вывода закона радиоактивного распада и закона поглощения излучений, используя свойства показательной функции; провести педагогический эксперимент с целью выявления проблемы усвоения студентами СПО предлагаемого материала.

Методы исследования: теоретическое обоснование; расчет; сопоставление величин; графический анализ экспериментальных данных; обобщение экспериментальных факторов исследования и их объяснение.

Результаты исследования: разработана методика вывода закона радиоактивного распада и закона поглощения излучений с использованием свойства показательной функции; результат педагогического эксперимента подтвердил эффективность разработанной методики. 

Ключевые выводы: из предложенной статьи можно заключить, что представленный метод вывода закона радиоактивного распада и закона поглощения излучений с использованием свойства показательной функции может быть применен преподавателями при изучении раздела «Радиоактивные излучения» как для студентов профессиональных образовательных организаций, так и учащихся школ (курс повышенного уровня).

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

135-142 120
Аннотация

The research is determined by the fact that the role of social movements in the modern world is increasing due to the deterioration of the socio-economic and political situations. Today, the global economic crisis has a negative impact on the condition of the most vulnerable segments of the population. The global community sees the potential in volunteer organizations to provide assistance where it is urgently needed: from healthcare to emergency response. The problem of the research is that volunteering turned out to be a new phenomenon that requires legal and public support for Russia in the post-Soviet period. In the research the methods of sociocultural analysis were used based on scientific literature and regulatory sources, statistical data on the work of volunteer organizations in Russia, both at federal and regional levels. The key conclusion is the need for public recognition and financial incentives for non-profit public organizations involved in volunteering. The state must regulate the legal framework for the activities of NPOs, develop and adopt a unified set of legal norms for application at the federal and regional levels of government. At the same time, it cannot be denied that volunteer movements are already playing one of the cool roles in the formation of patriotism, socially oriented consciousness and the education of the younger generation.

143-152 130
Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена поиском причин неудовлетворительной практики построения социального партнерства в правоохранительной сфере. Основной проблемой сложившегося положения дел, по мнению автора, является наличие аксиологического барьера в сознании предполагаемых субъектов взаимодействия: органов внутренних дел и общественных организаций правоохранительной направленности. Длительность преодоления аксиологического барьера, как и отсутствие поступательного динамизма в выстраивании действенной системы, отягощены непониманием природы феномена социального партнерства. Данное обстоятельство способствовало доминированию преимущественно нормативной основы для мобилизации движения «общественников» и предопределяло административно-командные методы стимулирования общественной активности «сверху». Это породило симуляционные и сверхцентрализованные практики, исключающие ценностную содержательность коммуникативного процесса, инициативность, заинтересованность, самостоятельность, персональную ответственность и иные обязательные атрибуты партнерской формы взаимодействия.

Целью исследования выступает необходимость определения сущностных характеристик социального партнерства, систематизация и учет которых позволит предложить концептуальную основу его формирования в правоохранительной сфере. Методом исследования является абстрактное моделирование ситуации, при которой развитие партнерских отношений анализируется посредством системно-деятельностного подхода, позволяющего исследовать как системные свойства социального партнерства, так и специфику деятельностного содержания анализируемой модели, генерирующую успешные совместные действия субъектов в процессе построения социального партнерства.

Результаты и ключевые выводы проведенного исследования позволили описать сущностные особенности партнерской формы взаимодействия, представить авторское определение социального партнерства в правоохранительной сфере и предложить основные направления его активизации в целях построения действительно партнерских практик

153-161 83
Аннотация

Статья посвящена разработке теоретико-методологических оснований исследования проблем развития социальных ресурсов территориальных общностей. Актуальность исследования обусловлена сформировавшимся в современном обществе социальным заказом на эффективное и оптимальное использование имеющихся на территории социальных ресурсов, как основы для развития. Цель работы заключается в определении теоретических и методологических оснований изучения проблем развития социальных ресурсов территориальных общностей. Теоретическое обоснование и методы исследования заложены трудами отечественных и зарубежных социологов, которые обосновывают важность ресурсного подхода для развития социально-экономических систем. Применение системного анализа позволило выявить взаимообусловленность развития социальных ресурсов и территории. Совокупность составляющих социальных ресурсов личности, предложенная В.А. Ядовым, наиболее содержательно отражает целевые ориентиры данного исследования. Предлагается использовать данный материал для формирования социологического инструментария получения первичной информации. Использование данных статистики позволяет получить объективное представление о состоянии среды и основных тенденциях территориального развития. Систематизация фактологических и оценочных данных обладает существенным потенциалом, который будет реализован в рамках построения исследовательского конструкта. Резюмируя, можно говорит о том, что сложность и многоплановость понятия «социальные ресурсы» проецируется на процесс формирования методологических оснований исследования. Системный подход позволяет обратиться к анализу субъективных и объективных данных и сопоставить полученные материалы. Опираясь на ресурсный подход, можно сформулировать меры по повышению эффективности развития как территориальной общности в целом, так и отдельных составляющих социальных ресурсов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)